Боттичелли Сандро

Краткая справка из БСЭ:

Боттичелли (Botticelli; собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi) Сандро (1445, Флоренция, — похоронен 17.5.1510, там же), итальянский живописец флорентийской школы. Около 1465—66 учился у Филиппе Липпи. В1481—82 работал в Риме. В начале творчества Б. выступает как типичный представитель раннего флорентийского Возрождения. Его ранним работам свойственны ясное построение пространства, чёткая светотеневая лепка, подробное повествование и интерес к бытовым деталям ("Поклонение волхвов", около 1470, Национальная галерея, Лондон, и около 1476—77, галерея Уффици, Флоренция, диптих "История Юдифи", 1470—1472, там же). В ряде ранних произведений Б. (аллегория "Сила", 1470, галерея Уффицци Флоренция; "Св. Себастьян", 1474, Картинная галерея, Берлин-Далем) заметно влияние Верроккьо и А. Поллайоло. В конце 1470-х гг. Б. сближается с семейством Медичи и группировавшимися вокруг него гуманистами. В атмосфере двора Медичи в творчестве Б. усиливаются черты утончённости и аристократизма, складываются особенности ярко индивидуальной манеры художника. В созданных Б. картинах на античные и аллегорические темы ("Весна", около 1477—78, "Рождение Венеры", около 1483—84, "Паллада и кентавр", около 1485, — все в галерее Уффици, Флоренция) поэтически обобщённые чувственные языческие образы проникнуты возвышенной одухотворённостью. Одушевлённость ландшафта, хрупкая красота фигур, музыкальность лёгких, трепетных линий, прозрачность холодных, изысканных, словно сотканных из рефлексов, красок создают атмосферу мечтательности, светлой лирической грусти. Композиция, приобретшая классическую стройность, обогащается прихотливой игрой линейных ритмов ("Мадонна дель Маньификат", около 1482—83, "Мадонна с гранатом", 1487, — обе в галерее Уффици, Флоренция). В ряде работ Б. 1480-х гг. проскальзывает оттенок тревоги, смутного беспокойства, В выполненных Б. в 1481—82 фресках в Сикстинской капелле Ватикана ("Сцены из жизни Моисея", "Наказание Корея, Дафана и Авирона" и др.) величественная гармония пейзажа и памятников античной архитектуры сочетается с внутренним напряжением сюжетного рассказа, многообразием портретных образов.

Цитаты:

...в лице Сандро Боттичелли мы не найдем пионера, и творчество его не обогатило истории новыми проблемами. Однако менее чем к кому-либо приложима к Сандро характеристика "последователя" или "эпигона". Сандро не идет в свите других, но, соединив в себе весьма многое, что было разбросано, он с удивительной полнотой отражает идеалы своего времени.

Читать о Боттичелли в тексте книги

Среди всех художников Флоренции XV века самым впечатлительным, самым поэтичным является, безусловно, Сандро Боттичелли. Он же и дает лучшую иллюстрацию к сказанному. В нем оба начала - средневековое и новое - в продолжение многих лет не перестают бороться. Насколько же сильнее было первое начало, можно видеть из того, что, в конце концов, оно и одолело. В первой и средней полосе своей деятельности Сандро - "дилетант Возрождения". В последней - убежденный сын средневековья, "готик", блудный сын, с воплем отчаяния бросившийся в объятия матери-церкви.

Читать о Боттичелли в тексте книги

В фресках Сикстинской капеллы Боттичелли пользуется довольно отсталыми формулами, мало чем отличающимися от формул Козимо Росселли. Встречаются ступенчатые скалы в духе Липпи и падуанцев или же стоящие в строго фасовом повороте здания и острые очертания араукарий, как у Гоццоли и Беато. Однако своеобразную красоту его декорациям придает и здесь их силуэтность. Темными, тонко прорисованными по контуру массами делятся они на фоне неба. С особенной тщательностью отделывает Сандро листву нескольких одиноко стоящих деревьев, что и способствует тому, чтобы все получило более правдоподобный вид. При этом художник рисует в фонах далекие пейзажи с реками и городами, которые напоминают более манеру нидерландцев, нежели флорентийцев и умбрийцев. Ему ли, однако, самому принадлежат на этот раз дали?

Читать о Боттичелли в тексте книги

Картины:

Сандро Боттичелли. Гнев Моисея. Фреска в Сикстинской капелле в Риме.

Сандро Боттичелли. Весна. Фрагмент. Флорентийская академия.Сандро Боттичелли. Весна. Фрагмент. Флорентийская академия.

Сандро Боттичелли. Рождество Христово 91500 г.). Национальная галлерея в Лондоне.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.