Брёдерлам Мельхиор

Краткая справка из энциклопедии "Искусство Средних веков и Возрождения":

Живописец конца XIV - начала XV в., принадлежавший к кругу придворных художников бургундского герцога  Филиппа Смелого. Считался талантливейшим из современных мастеров; заимствовал у итальянской живописи треченто мотивы и трактовку пространства. Жил и работал в герцогстве Фландрия, в Ипре; получил заказ из бургундской столицы (Дижона) на выполнение росписи двух больших створок алтаря. Следует помнить, что на севере Европы станковая живопись была жанром, почти не имевшим традиций. Библейские персонажи в алтарной картине Бредерлама составляют органическую часть среды, однородной и мягко моделированной. По традиции, идущей от современной миниатюры, применен эффект золотого фона. Картина исполнена характерного для готического искусства символизма: закругленный храм есть знак Ветхого Завета; ажурная беседка - Нового Завета и т.д. Алтарь завершен между 1394 и 1399 г.

Цитаты:

Кто был тот первый северный мастер, что внял природе, следуя в этом советам сиенского (или авиньонского?) искусства? Честь эта как будто (до открытия других данных) принадлежит ипрскому мастеру, работавшему для герцога Бургундского, Мельхиору Бредерламу, кисти которого имеются две створки алтаря, написанные художником для Дижонской шартрезы в конце XIV века (с 1392 по 1399 г.). Герцог Бургундский остался так доволен ими, что сверх установленной платы наградил мастера значительной прибавкой. Эти створки очень интересны в иконографическом отношении, главным образом по той свободе, с которой Бредерлам отнесся к изображению священных лиц.

Читать о Брёдрламе в тексте книги

...важно то, что Бредерлам сообщает своим горам известную рельефность, освещает их планы определенным источником света (идущим слева) и рисует замок на вершине в соответствующей удалению пропорции. Кроме того, скалы в "Бегстве", вздымающиеся террасами и закрывающие почти все небо (по-прежнему еще золотое), покрыты довольно верно переданными кустиками, травой с цветами и деревцами. По-прежнему фигуры принуждены пробираться в чрезвычайно узком пространстве между "кулисами", но самим этим кулисам сообщены возможная рельефность и правдоподобие.

Читать о Брёдрламе в тексте книги

Картины:

 

Мельхиор Брёдерлам. "Сретение Господне" и "Бегство в египет" (1398 г.) Музей в Дижоне

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.