Брейгель Питер (ст.)
Краткая справка из БСЭ:
Брейгель (точнее Брёгел) Старший, или "Мужицкий" (Bruegelde Oude, Boeren Brueghel), Питер (около 1525—30, Бреда или с. Брёгел, — 5.9.1569, Брюссель) - нидерландский живописец и рисовальщик. Посетил Италию (1552—53), работал в Антверпене и с 1563 — в Брюсселе. Один из основоположников фламандского и голландского реалистического искусства, Б. с наибольшей силой и полнотой отразил в своём творчестве жизнь и настроения народных масс в пору наступавшей Нидерландской буржуазной революции. Широко образованный художник-гуманист, Б. творчески перерабатывал уроки итальянской живописи, создавая глубоко национальное искусство, опирающееся, прежде всего на нидерландские традиции и местный фольклор. Б. черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок ("Детские игры", 1560, Художественно-исторический музей, Вена); часто пословицы и притчи использовались им как иносказательная форма для глубоких размышлений о судьбах страны и народа ("Страна лентяев", 1567, Старая пинакотека, Мюнхен). В творчестве Б. сложно переплетались юмор и трагизм, тонкая лиричность и острый фантастический гротеск, обилие причудливых деталей и тяга к эпическому размаху, к широким синтетическим картинам мира. Главный герой искусства Б. — народная масса; в своих сатирических и бытовых рисунках (выполнявшихся часто для гравюр), религиозных, аллегорических и жанровых картинах Б. выступал (обычно в косвенной форме) против социальной несправедливости и насилия, показывал трудовую жизнь и бедствия народа, его вольнолюбие, своеобразие его бытового уклада.
Цитаты:
Как готическая архитектура находит предельную полноту, цельность и великолепие в соборах севера Франции и Англии, так точно и готический северный пейзаж достигает своей предельной полноты, цельности и великолепия в картинах и гравюрах Брейгеля. Творение Брейгеля - микрокосм, целый мир, выросший на почве средневековой мистики и сказочности. Не устаешь обозревать этот мир и радоваться все новым и новым открытиям в нем. Брейгелем перебраны сотни мотивов, начиная от простейших и кончая самыми сложными; им изображены, каждый раз с особой точки зрения, все часы дня, все времена года. И все это полно духа средневековой авантюры, настроения рвущейся на простор души, все это глубоко личное и потому самое совершенно христианское по духу искусство.
Читать о Брейгеле в тексте книги
Особенностью Брейгеля является его широта, свобода и полная искренность46. Это художник очень благородной, очень "красивой" души, умиленной и восторженной, знающей и зло, и добро, принимающей первое как неизбежное, и благословляющей второе по личному влечению к нему.
Читать о Брейгеле в тексте книги
Он последний готик, но он и первый на севере вполне наш, современный художник, и вот эта исключительность в положении Брейгеля лучше всего объясняет тот факт, что он остался без достойных последователей среди художников, живших с ним в одну эпоху.
Читать о Брейгеле в тексте книги
Картины: