Беллини Якопо

Краткая справка из энциклопедии "Европейское искусство":

Беллини, Якопо (Ок. 1400, Венеция — ок. 1470, Венеция) - итальянский живописец, рисовальщик XV в., основоположник Раннего Возрождения в Венеции. Ученик Джентиле да Фабриано. Отец венецианских живописцев Джентиле и Джованни Беллини; был связан семейными узами с Мантеньей, женатым на его дочери. Работал в Венеции, Падуе, Вероне, Ферраре. Сведения некоторых источников о работе во Флоренции и Риме совместно с Джентиле да Фабриано недостаточно достоверны.Якопо Беллини начал свой творческий путь в годы, когда венецианская живописная школа, сохранившая связь с византийско-готическими традициями, была одной из самых консервативных в Италии. Художник стал первым реформатором венецианской живописи, утвердив в ней ряд новых эстетических принципов Раннего Возрождения.Основную часть творческого наследия Я. Беллини составляют два альбома рисунков большого формата (Париж, Лувр и Лондон, Британский музей), содержащие около 230 работ. Живописное наследие Я. Беллини дошло до нас очень фрагментарно. Немногие сохранившиеся живописные работы художника (Мадонна с Младенцем, Ловере, Музей Тадини; Св. Иероним, Верона, Музей Кастельвеккио; Распятие, Венеция, Музей Коррер) находят аналогии в его рисунках. Я. Беллини оказал значительное воздействие на формирование ренессансной живописной школы Венеции, на творчество ведущих венецианских живописцев второй половины XV в. — Джованни и Джентиле Беллини, Карпаччо.

Цитаты:

Союзником Пизанелло в его передовом завоевывании правды можно, до известной степени, считать ученика Джентиле да Фабриано, венецианца Якопо Беллини. Однажды Якопо явился даже соперником - и счастливым соперником - Пизанелло. Это произошло, когда оба мастера приглашены были написать по портрету Лионелло дЭсте. К сожалению, от этого знаменитого в свое время художника сохранилось еще меньше, нежели от Пизанелло: несколько "Мадонн" и одно "Распятие". Все же его монументальные работы в Вероне, в Падуе и в Венеции погибли, частью по нерадению, частью от пожаров. Это тем более досадно, что именно в завоевании правды творчество Беллини должно было сыграть значительную роль.

Читать о Беллини в тексте книги

Беллини менее виртуозен в изображении животных, нежели Пизанелло, и вообще весь он более подвижный, менее усидчивый и выдержанный художник. Однако заслуживает внимания мастерство, с которым и он рисует лошадей, собак, птиц, а также фантастических зверей, в формах которых у него всегда сказывается глубокое знание натуры, "конструктивных законов" телосложения. Менее удаются ему в свободных рисунках растения (о точных копиях цветов уже говорилось выше), но и здесь достойно внимания, что Якопо выработал новые приемы схематизации кустов и деревьев. На листе со св. Христофором он старается передать низкие, густые заросли кустарника, и если в отдельности каждое растение и напоминает нечто среднее между метлой и артишоком, то все же общий эффект получается довольно убедительный. Интересно трактованы и невысокие деревья, встречающиеся в сцене "Трех живых и трех мертвых".

Читать о Беллини в тексте книги

Картины:

Якопо Беллини. Плач над телом господним. Рисунок. Париж. Лувр.

Якопо Беллини. Рождество Христово. Рисунок. Пари. Лувр.

Якопо Беллини. Бичевание спасителя. Рисунок. Париж. Лувр.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.