Бартоло ди Доменико

Краткая справка:

Доменико ди Бартоло (Domenico di Bartolo) (1400-1445) Сиенский художник периода поздней итальянской готики и кватроченто проторенессанса. В сиенских документах имя Доменико ди Бартоло впервые появляется в 1420 году в качестве участника каких-то работ в сиенском соборе, которые в документе не названы, а в списке Гильдии сиенских художников его имя появляется в 1428 году. В этом же году Доменико побывал в Риме и видел там работы Пизанелло в церкви Сан Джованни ин Латерано, которые произвели на него впечатление. Живописца Доменико ди Бартоло справедливо считают проводником флорентийских художественных новаций, которые проявились у него с первых же работ.

 В самом раннем из приписываемых ему сегодня произведений, хранящейся в Национальной галерее в Вашингтоне, небольшой картине «Мадонна с младенцем, святыми Петром и Павлом» (около 1430) искусствоведы усматривают заимствования из творчества сразу нескольких флорентийских художников. Количество его станковых произведений, дошедших до наших дней, невелико. Среди них бесспорным шедевром является «Мадонна умиление», на которой стоит его подпись и дата (1433, Сиена, Пинакотека). В ней ощущается как «телесность» Мазаччо, так и тонкое изящество Филиппо Липпи. Но кроме этого в картине есть прямые заимствования — один из ангелов очень напоминает ангела с картины Липпи, а младенец сосущий палец взят из «Пизанского полиптиха» Мазаччо. Влияние Филиппо Липпи можно усмотреть и в «Мадонне с младенцем на троне», хранящейся в Музее университета в Принстоне.

Цитаты:

Ничего подобного interieur'aм Доменико ди Бартоло, этим "голландским" картинам итальянского кватроченто, остальная Италия не создала и не могла создать.

Читать о Бартоло в тексте книги

Мы ничего не знаем о Доменико как личности, но произведения его говорят за то, что это был большой художник, обладавший энтузиастско-внимательным отношением ко всему, что производило неисчерпаемым потоком его время. Среди робкого, архаического искусства Сиены поражают его смелый размах, его передовые знания.

Читать о Бартоло в тексте книги

Доменико ди Бартоло стоит одинокой фигурой в искусстве Сиены. Живописцы, явившиеся после него (если не считать временно подпавшего под его влияние Кверчии), принадлежали опять к архаикам или, по крайней мере, к художникам, отстающим от главных течений времени.

Читать о Бартоло в тексте книги

 

Картины:

Доменико ди Бартоло. Расширение госпиталя. Фреска в "Spedale della Scala" .

Доменико ди Бартоло. Папа вручает буллуу об основании больницы. Фреска 1440-х годов в "Spedale della Scala" в Сиене.

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.