Бароччио Федериго

Краткая справка из энциклопедии "Европейское искусство":

Бароччио, Федериго (1535, Урбино — 1612, Урбино) - Итальянский живописец. Ученик Баттиста Франко и урбинского живописца и архитектора Джироламо Дженга. Уже в юности познакомившись с работами Тициана, находившегося в Урбино, Бароччи в середине 1550-х отправился в Рим, где изучал произведения Рафаэля и подружился с Таддео Дзуккаро. В 1560—1563 Бароччи вторично побывал в Риме, где принял участие в росписях казино папы Пия IV. Однако вскоре он отравился (или был отравлен), сумел добраться до Урбино, где долго хворал и в течение четырех лет, вплоть до 1567, не брал в руки кисть; приступы болезни и депрессии преследовали его до конца дней. В 1560 Бароччи вернулся в Рим и поселился в доме братьев Дзуккари, влияние которых сказывается в росписях Бароччи в казино Пия IV (начатых Дзуккари).

Во 2-й половине 1560-х Бароччи выполняет заказ на две большие алтарные картины Мадонна со св. Симеоном (ок. 1567, Урбино, Картинная галерея) и Снятие с креста (1567—1569, Перуджа, собор). Мадонна со св. Симеоном выдает влияние Корреджо, но отличается большей бравурностью. Снятие с креста с его динамикой и светотеневыми эффектами предвосхищают стиль барокко. В еще большей мере протобарочные тенденции предвосхищает одна из самых эффектных алтарных картин Бароччи Мадонна дель Пополо (1575—1579, Флоренция, галерея Уффици).

Поздние работы Бароччи с их патетикой, светотеневыми контрастами, эффектной холодной цветовой гаммой предвосхищают живопись барокко. К числу его лучших работ этого времени относится Блаженная Микелина (1606, Ватикан, Пинакотека).

Цитаты:

Более умелых в рисунке и в живописи мастеров, нежели он, не много найдется во всей истории. По гибкости и элегантности карандаша, по умению заполнить пространство пышными фигурами и драпировками он не имеет себе соперников. Но на наш вкус, Бароччио действует отталкивающим образом благодаря тому, что все в нем ложь, и ложь его красок, вдобавок, обладает нестерпимой чертой - приторностью. Впрочем, во "внешней истории живописи" нельзя игнорировать и ту смелую своеобразность, которую Бароччио обнаружил в подходе к задачам света, и в большинстве случаев его композиционные проблемы обнаруживают редкую для времени склонность к простору, к ширине. Рубенс, Лебрен и Буше заимствовали именно у Бароччио немало самых важных приемов композиции, и, благодаря примеру его (примеру, остававшемуся еще и в XVIII веке руководящим для всего европейского художества), культ черноты, введенной болонскими академиками, не завладел живописью окончательно. Несмотря на кажущуюся парадоксальность, можно отстаивать мнение, что маньерист Бароччио в истории реализма, в частности, в истории "пленэра", играет одну из самых видных ролей.

Читать о Баррочио в тексте книги

Картины:

Фредерико Бароччио. Призвание апостола Петра. Брюссельский музей.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.