Мурильо Бартоломе Эстебан

Краткая справка из БСЭ:

Мурильо (Murillo) Бартоломе Эстебан (крещён 1.1.1618, Севилья, — 3.4.1682, там же), испанский живописец. Учился и работал в Севилье; один из основателей (1660) и первый президент местной АХ. Уже в ранних произведениях М., отмеченных влиянием караваджизма, религиозные сцены представлены как события из народной жизни. С 1650-х гг. М. насыщает свои работы золотистой светотенью, переходя к более живописной манере (особенно в пейзажных фонах), создаёт религиозные композиции, в том числе сцены из жизни богоматери ("Отдых на пути в Египет", 1665—70, Эрмитаж, Ленинград), с проникновенным лиризмом передающие национальный тип испанской женщины, но нередко отмеченные чертами идеализации и сентиментальности. Реалистические черты творчества М. наиболее полно проявились в его новаторских жанровых картинах — например, в серии картин, с добродушным юмором изображающих жизнь севильских оборвышей ("Мальчики с фруктами"; см. илл.).

Цитаты:

Мурильо — любимец широчайших кругов публи­ки. Даже совершенные профаны умеют разли­чать его произведения в общественных собрани­ях и обладают каким-то сравнительно глубоким пониманием художника. Это одно показывает, до какой степени Мурильо своеобразен. И, однако, странное дело: мало кто из первоклассных худож­ников так определенно выдает свои «источники», как именно Мурильо. Впрочем, об источниках во множественном числе и не приходится говорить, ибо главным и исчерпывающим об разом сказалось на Мурильо влияние ван Дейка.

Читать о Мурильо в тексте книги

Мурильо покажется упадочным, если его сравнить с такими здоровяками, как Рибера, Веласкес, Сурбаран; у него уже мы не услышим громких, простых и веских речей; в нем исчезла мужественность, бодрость духа. Но, с другой стороны, никак нельзя упрекнуть Мурильо в отсутствии ис кренности и чистоты религиозных помышлений. И как характерно для испанца то, что и его искусство, совершенно с течением времени ушедшее в экстаз, в грезы, основано все же «на натурализме», на пользовании образами окружающей жизни.

Читать о Мурильо в тексте книги

...в типах, в позах, в выражениях Мурильо выдает непосредственность своих наблюдений, и именно народные типы, позы, выражения ему удалось перенести затем в религиозные картины, кото рые тем и действуют так убедительно, что в них просветлена и освяще на обыденность, «улица». Таким образом, до известного момента ван Дейк и Мурильо идут рука в руку (ведь, и у ван Дейка основа натура листическая), но затем они резко расходятся: ван Дейк ставит свое ис кусство в услужение светской гордыне, «аристократизму»; Мурильо спускается к малым сим или, вернее, подымает их до себя, ласково встречает их у ворот в свое «Царствие Небесное».

Читать о Мурильо в тексте книги

 

Картины:

 

Мурильо. Отдых на пути в Египет. Иператорский Эртимаж

Мурильо. Завтрак на улице. Мюнхенская Пинакотека

Мурильо. Взятие Богородицы на небо

Мурильо. Видение св. Антония Падуанского. Музей в Севилье

Мурильо. Благословение Иоакива. Императорский Эрмитаж

 

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.