Микеланджело

Краткая справка из Малого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:

Микеланджело Буонаротти (Michelangelo Buonarrotti), великий итал. художник, живописец, скульптор, архитектор; флорентиец. Первые работы в античн. духе: “Смеющ. Фавн” (Уффици), барельеф “Битва Геркулеса с центавр.” (Флор.), “Опьяненный Бахус” (Флор.), “Pieta” (собор св. Петра, Рим); позднейшие характеризуются натурализмом, колоссальностью замыслов и фигур: “Давид” (в флор. акад.), “Моисей” (на пам. Юлию II, ц. Сан-Пьетро в Винколи, в Риме), “Ап. Матфей”, “Мадонна с младенцем”, “Мадонна Дони” (Уффици), гробницы Медичи во Флоренции. Самые гениальн. работы М.: фрески на плафоне Сикстинской капеллы в Ватикане (1511—12), из архитект. работ М. важнейшие: купол собора св. Петра. М. также писал лирич. стихи (сонеты, нов. изд. 1863). Биогр. J. A. Symonds (1893) Em. Olivier (1892), Springer (1896), Grimm (11-е издание 1904), Knackfuss (7-е издание 1903), Knapp (1906).

Цитаты:

Спрашивается поэтому, имеется ли вообще основание говорить о Микель Анджело в истории пейзажа, при самом даже распространенном толковании этого слова, а в связи с этим возникает и вопрос: раз величайший гений одной из высших точек, достигнутых живописью, гнушался тем, что мы называем "пейзажем", не является ли вообще суетным подробное обсуждение живописи с этой стороны? Сам Микель Анджело дал бы, вероятно, положительный ответ на этот вопрос.

Читать о Микельанджело в тексте книги

...живопись Микель Анджело целиком посвящена Богу и человеку, подобию Божьего совершенства, а также трагедии между Божеством, сотворившим себе подобное существо, и этой тварью, почувствовавшей в себе свободу Божьего духа и потому роковым образом восставшей против творца. При этом Микель Анджело как достойный ученик доминиканца Савонаролы был весь охвачен скорбью за греховное человечество и ужасом перед неумолимым верховным гневом. Заветы же св. Франциска о всепрощении, об общем братстве, о единении с природой были ему чужды.

Читать о Микельанджело в тексте книги

Если мы теперь обратимся к самой живописи Микель Анджело, то мы действительно констатируем эту общую всем его произведениям черту - почти полное отсутствие "сценария", пейзажа.

Читать о Микельанджело в тексте книги

И в дальнейшем творчестве Микель Анджело не считает нужным более точным образом определять место действия, да и в своих персонажах он пренебрегает всем тем, что так дорого было большинству его современников и что, по принятым понятиям, сообщало живописность, характерность, "местный колорит". Единственным средством для передачи самых разнородных, но всегда неизменно возвышенных, чуждых и малейшей доли суетности и вульгарности сюжетов у него является человеческая фигура и человеческое лицо. Даже индивидуальные черты не интересуют его. Он имеет дело только или с отдельными, выходящими из всяких пределов обыденности ликами-идеалами, или же с категориями человеческого рода, категориями, лишенными отличительных признаков нации, эпохи, общественного положения, иногда даже возраста и пола.

Читать о Микельанджело в тексте книги

Картины:

 

Микеланджело. Видение Савла. Капелла паолини в Риме

Микеланджело. Потоп. Фреска в плафоне Сикстинской капеллы. Рим.

Микеланджело. Грехопадение. Плафон Сикстинской капеллы в ватикане. Рим.

Микеланджело. Страшный Суд. Сикстинская капелла в Ватикане. Рим.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.