Моретто да Бреша

Краткая справка из энциклопедии "Кругосвет":

Моретто (Моретто да Бреша) (Moretto da Brescia) (наст. имя и фамилия Алессандро Бонвичино) (ок.1498 — 1554), итальянский художник, представитель классицизирующего направления в искусстве 16 в., мастер религиозной картины. Родился в семье художника П.Бонвичино в Бреше (Ломбардия). Помимо родного города работал в Бергамо (1529) и Милане (1530, 1541). Испытал влияние Л.Лотто, Дж.Савольдо и Тициана. Вошедший в традицию как "брешанский Рафаэль", принадлежал к числу тех северо-итальянских мастеров, которые придерживались классически уравновешенной манеры композиции и письма в период широкого распространения маньеристических тенденций. Писал религиозные картины, сочетающие мистическую символику с острым вниманием к эмоциональному правдоподобию образов; был высокоодаренным, созерцательно-сдержанным колористом. Среди его лучших вещей — Аллегория Веры (1520-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург), Ужин в Эммаусе (ок. 1526, Пинакотека Тозио-Мартиненго, Бреша), Святая Юстина с донатором (1530-е годы, Художественно-исторический музей, Вена), Христос с символами Страстей и Евхаристии и святые Косма и Дамиан (1540-е годы, церковь Санти Косма э Дамиано, Марментино, Ломбардия),Христос с ангелом (конец 1540-х годов, Пинакотека Тозио-Мартиненго, Бреша). Писал также фрески, был замечательным портретистом, исполнившим едва ли не первый в итальянской живописи портрет в полный рост (Мужской портрет, 1526, Национальная галерея, Лондон). Умер Моретто в Бреше в 1554. Его искусство, возвышенное и в то же время обращенное к реальному быту, явилось одним из важных предварений барокко.

Цитаты:

...на поверхностный взгляд, к характеристике Моретто могла бы подойти и характеристика Савольдо, настолько слова вообще плохо выражают особенности живописи. Моретто тоже "корпусный" мастер, увесистый в формах, несколько "неповоротливый" в движениях. Но более внимательное ознакомление с лучшими оригиналами того и другого мастера указывает на существенное между ними различие. Одна знаменитая "нежно звучащая" зеленоватая серебристость Моретто, которую он должен был передать своему лучшему ученику Дж. Б. Мороне, отводит ему особое место и сообщает его картинам, несмотря на грузность форм, тонкую и возвышенную поэтичность.

Читать о Мортетто в тексте книги

Моретто не обладал богатой и разнообразной фантазией, и ему чужды те порывы вдохновения, которые так увлекают в произведениях Лотто и Романино. В его творении мы почти не встречаем трагических нот или сладостной чувственности167, но зато оно в целом грандиозно и исполнено сосредоточенной молитвенности. Ряд картин мастера производит впечатление, точно Моретто их писал целиком с чего-либо, бывшего перед его глазами, хотя сочиненность и их несомненна. Впечатление же это доказывает лишь, до какой степени художник усвоил себе формы, краски, оттенки и освещение действительности. В одинаковой степени это сказывается как в фигурах (Моретто был чудесным портретистом), так и в пейзажах, во всей обстановочной части его картин.

Читать о Мортетто в тексте книги

Характерно для Моретто еще следующее: картины его не сразу поражают красотой колорита; некоторые из них (например, образ в веронском San Giorgio) даже отталкивают чем-то. Но почему-то снова и снова тянет к этим произведениям, и тогда постепенно исполняешься все большего и большего восторга перед красотой их своеобразных аккордов.

Читать о Мортетто в тексте книги

Картины:

 

Моретто. Христос в пустыне.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.