Моро мл. Жан-Мишель

Краткая справка из энциклопедии "Европейское искусство":

Моро мл., Жан Мишель (Moreau, Jean-Michel Le Jeune) (1741, Париж — 1814, Париж - французский гравер и рисовальщик, брат Луи-Габриэля. Учился у живописца и гравера Л.-Ж. Ле Лоррена. Вместе с учителем отправился в Санкт-Петербург (1757—1759). По возвращении в Париж поступил на обучение к граверу Ле Ба. В 1770 посетил Италию; с 1781 — официальный гравер и рисовальщик при дворе короля Людовика XVI и член Академии художеств. В начале своей карьеры Моро работает над репродукциями картин и рисунков других мастеров в технике гравюры, что пользовалось в ту эпоху большим спросом. Затем начинает создавать самостоятельные произведения. Графическое наследие Моро Младшего огромно — около 200 000 рисунков, офортов (отчасти он работал над переводом в гравюру рисунков сам, отчасти ему помогали Пата, Хелман, Романе и др.). Блестящий рисовальщик, Моро запечатлел последнее 30-летие старого режима. Его произведения можно разделить на несколько разделов: серии, посвященные событиям исторического характера; хроника быта, нравов, костюмов эпохи; иллюстрации к литературным произведениям, мастерски выполненные виньетки и т. д. Перед нами во всех подробностях предстает частная и официальная жизнь королевской семьи и двора — празднества, приемы, балы: Иллюминация в парке Версаля по случаю свадьбы дофина (1770), Праздник в Лувесьенне (1771, оба — Париж, Лувр, Кабинет рисунков) — ужин, данный в честь Людовика XV его фавориткой мадам Дюбарри. Достоинство Моро в умении передать атмосферу радостного, беззаботного веселья (История дома Бурбонов, 1772—1788; Коронование лавровым венком Вольтера во Французском театре в 1778 году и др.). События и персонажи запечатлены с документальной точностью, линии рисунка поражают тонким изяществом, с особым мастерством художник передает эффекты светотени. Моро оставил подлинную "летопись в гравюре" изменчивой моды своего времени: Памятник, посвященный костюму в нескольких сериях, создаваемых в 1777—1778 и 1783. Он снабдил прекрасными иллюстрациями и виньетками сочинения Р. де Ла Бретона, посвященные жизни светской придворной молодежи (Дама при дворе королевы), а также Песни Б. де Лаборда (1773), произведения Ж.-Ж. Руссо (1774—1783), Вольтера (1782—1789).

Цитаты:

Моро, не скрывая своих симпатий к третьему сословию, из которого он сам вышел, предоставил свой карандаш и свою кисть для запечат-ления выдающихся событий, означавших конец одного мира и зарож дение другого. Та же рука, которая некогда фиксировала «Королев ский обед у графини Дюбарри», населенную тысячами копошащихся фигур «Версальскую иллюминацию» или приподнятое настроение «Коронации Людовика XVI», передала потомству и то, как открылись États Généraux в 1789 г., как взята была Бастилия, наконец, как жал кий монарх присягал на Марсовом поле своему народу.

Читать о Моро в тексте книги

Картины:

 

Моро-Младший. Ужин. Гравюра Эльмана

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.