Мабюз

Краткая справка из "Энциклопедии живописи":

Мабюзе (Госсарт Ян, Gossaert, Jan, dit Mabuse) (между 1478 и 1488, Мобеж 1532, Бреда) Нидерландский художник. Об ученических годах Госсарта ничего неизвестно. В 1503 он был запи сан в антверпенскую гильдию в качестве мастера. В 1508-1509 он совершил путешествие в Рим вместе с епископом утрехтским, Филиппом Бургундским. В следующем году он живет в Мидделбурге и работает во дворце Субург в Зеландии, который принадлежал епископу. К этому периоду относятся диптих «Мадонна с младенцем» и «Антонио Сицилианский со св. Антонием» (Рим, гал. Дориа-Памфили), «Триптих Мальванья» (в центре: «Мадонна с младенцем и музицирующими ангелами», Палермо, Нац. гал.), «Поклонение волхвов» (Лондон, Нац. гал.). Его произведения отмечены самыми разными влияниями искусства XV в., Дюрера, итальянских мастеров, в картине «Св. Лука, рисующий Мадонну» (1515, Прага, Нац. гал.) соединяются классическая архитектура и готические орнаменты. В 1516 Госсарт принимает участие в украшении погребального кортежа Фердинанда Католика, а в 1517 он исполняет «Портрет Жана Каронделе» (диптих, Париж, Лувр) и многочисленные портреты дворян. В это время он живет в Дурстеде, на Рейне, где находилась резиденция утрехтского епископа где Госсарт проработал до смерти своего покровителя, в 1523. Он обращается к мифологической тематике и создает работы, принадлежащие чисто ренессансной эстетике («Нептун и Амфитрита», Берлин-Далем, музей; «Метаморфозы Гермафродита», Роттердам, музей Бойманса-ван Бёнингена; «Венера и Амур» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Среди картин на религиозные сюжеты, исполненных в 1517-1524, сохранилось только две по настоящему важных: «Мадонна со св. Лукой» (Вена, Музей истории искусств) и алтарь, заказанный банкиром Педро из Саламанки для его капеллы в ц. Августинов в Брюгге (1521). По возвращении из Мидделбурга (1525) Госсарт поступает на службу к Адольфу Бургундскому, а также сохраняет контакты с Христианом II Датским он пишет «Портрет трех детей Христиана II» (Лондон, дворец Хэмптон Корт) и делает проект надгробного монумента Изабелле Австрийской, супруге монарха (1526-1528). К позднему творчеству художника относятся многочисленные «Мадонны с младенцем» (Нью-Йорк, музей Метрополитен; Мадрид, Прадо; Гаага, Маурицхёйс; Брюссель, Кор. музей изящных искусств), «Даная» (1527, Мюнхен, Старая пинакотека) и другие произведения, исполненные с большой тщательностью, а также «Мужские портреты» (Кассель, музей; Лондон, Нац. гал.; Манчестер, НьюХэмпшир, гал. Кариер; Берлин-Далем, музей) и «Двойной портрет» (Лондон, Нац. гал.). Значение Госсарта для нидерландского искусства начала XVI в. очень велико; именно он ввел в нидерландскую живопись новую духовность и новые формы итальянского Возрождения. Он был переходным мастером, на творчество которого повлияла и северная традиция; хотя в своих рисунках, например, Госсарт стремится использовать ренессансные формы, игра арабесков напоминает еще позднеготическое искусство. И лишь его ученик, Ламберт Ломбард, окончательно установил первенствующее положение Ренессанса. Творчество Госсара, насчитывающее более 80 картин, представлено во многих публичных и частных собраниях Антверпена, Берлина, Бирмингема, Брюсселя, Кембриджа (Массачусетс), Детройта, Гамбурга, Хьюстона, Гааги, Лиссабона, Лондона, Мадрида, Нью-Йорка, Нюрнберга, Толедо, Вашингтона.

Цитаты:

К ценным находкам Мабюзе принадлежит, между прочим, и своеобразная, изобретенная им архитектурная система. Среди фантастических декораций, украшающих фоны его картин, особенно прекрасен многоколонный павильон, в который он посадил свою прелестную Данаю Мюнхенской Пинакотеки (1527 г.). Картина эта целое откровение. Не говоря уже о том, что в ней мы можем как бы увидеть средневековую Венеру, освобожденную из плена заклятых подземелий, что здесь открыто сказывается редкое еще в то время на севере любование прелестью нагого тела, - картина эта поражает всем тем, в чем она забегает вперед и уже предвещает барокко.

Читать о Мабюзе в тексте книги

Необходимо остановиться на техническом мастерстве Мабюзе. Как раз "Пражская Мадонна" есть одно из предельных достижений нидерландского возрождения в смысле перспективы и светотени. Мабюзе, как первый на новом пути, не мог не впадать в те ошибки, которыми отличаются его предшественники. Его архитектура слишком сложна, а отчетливость ее форм отвлекает внимание от действующих лиц. Зато какой громадный опыт и какая обостренная наблюдательность сказались в каждой детали, особенно в оттенках каменного пола, карнизов, капителей; как изучены все рефлексы, как мягко сплетены тени, сколько воздуха во всей верхней части этого портика, в конхе над порталом, в плафоне над галереей; наконец, какая красота этот фон, изображающий озаренный светом двор готического замка!

Читать о Мабюзе в тексте книги

Картины:

 

Я. Госсарт Мабюзе. Поклонение волхвов. Национальная галерея в Лондоне

Я. Госсарт Мабюзе. Мадонна со святым Лукой. Прага. Рудольфинум

Я. Госсарт Мабюзе. Даная. Мюнхенская Пинакотека

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.