Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Живопись "золотого века" в средней Италии
IX - Великий Микель Анджело Буонаротти

4 - Живопись Микель Анджело

И в дальнейшем творчестве Микель Анджело не считает нужным более точным образом определять место действия, да и в своих персонажах он пренебрегает всем тем, что так дорого было большинству его современников и что, по принятым понятиям, сообщало живописность, характерность, "местный колорит". Единственным средством для передачи самых разнородных, но всегда неизменно возвышенных, чуждых и малейшей доли суетности и вульгарности сюжетов у него является человеческая фигура и человеческое лицо. Даже индивидуальные черты не интересуют его. Он имеет дело только или с отдельными, выходящими из всяких пределов обыденности ликами-идеалами, или же с категориями человеческого рода, категориями, лишенными отличительных признаков нации, эпохи, общественного положения, иногда даже возраста и пола.

Микель анджело. Грехопадение. Плафон Сикстинской капеллы в ватикане. Рим.

Оставляя на время в стороне Сикстинскую капеллу и обращаясь к его другим живописным произведениям, из которых ни одно не закончено вполне (если не считать двух последних фресок, написанных им в старости на стенах ватиканской капеллы "Паолины" 1549-1558), мы заметим все то же безразличие мастера к декорации и его исключительный интерес к человеческой фигуре. Возможно, что довольно значительное место пейзажу он уделил лишь в своем картоне "Пизанская битва" (1504-1505), сочиненном им в состязании с Винчи для дворца Флорентийской синьории; однако за неимением самого оригинала (погибшего еще при жизни мастера в 1512 г.) и обреченные судить об этом знаменитом произведении  по  копиям   и  гравюрам  с копий97 мы не можем решить, является ли видимая на этих воспроизведениях декорация (несколько деревьев и берег реки) хотя бы отдаленным повторением того, что было на картоне, или эти околичности присочинены копиистами98.

Ничего характерного для Микель Анджело эти схемы пейзажа, во всяком случае, не содержат и скорее напоминают фламандские пейзажные схемы. Несколько большую роль играет пейзаж на картине Лондонской галереи "Положение во гроб"99; здесь мы видим силуэт скалистой глыбы и намек на далекую долину, но опять-таки и эти "кусочки" природы - схемы, и значение того, что здесь можно назвать пейзажем, исчерпывается тем, что "глыба" в едва заметных намеках должна означать гроб Господень.

На двух фресках "Паолины", в которых так странно сплетаются все еще титаническая сила изобразительности и неугасимая страстность гения с несомненными признаками старческого упадка сил, Микель Анджело предоставил больше места пейзажу, нежели в других своих произведениях. На первый взгляд даже кажется, что перед нами картины, исполненные по всем правилам исторической живописи и что в них изображены фигуры в определенной местности. Но вглядитесь пристальнее, попробуйте удалить из этих композиции фигуры, и окажется, что вы принимали за пейзаж какой-то мираж, лишь самые  общие  намеки  на  небо,  холмы  и город101.

В росписи Сикстинской капеллы102, на стенах которой во фресках Гирландайо и Сандро зеленеют сказочные долины и высятся затейливые постройки, Микель Анджело точно нарочно, точно издеваясь над прошлым, дал колоссальнейшее в мире живописное целое и при этом совершенно пренебрег пейзажем. В нескольких плафонах он принужден был означить для пояснения сюжета место действия, но в этом он ограничился до крайности скудными (всегда вполне отвечающими назначению) намеками. Больше всего декорационного элемента в трех первых по возникновении фресках и в особенности в "Потопе", с которого он и начал свою работу. Но и здесь едва ли можно говорить о "пейзаже" в приложении к двум скалам, торчащим из ровной поверхности нарастающих вод, и двум оголенным деревьям, вокруг которых группируются последние остатки человечества.

Примечания

97 Бенвенуто Челлини назвал оба картона синьории ("Баталию при Аппари" Леонардо и "Баталию в Кашинах" или, иначе говоря, "Пизанскую битву" Микель Анджело) ее школой мира.

98 На копиях, считающихся наиболее точными, в венской "Альбертине" и в замке графа Лэстера Голькгэм, пейзаж совершенно отсутствует, и все пространство композиции занято фигурами солдат, которых тревога застала во время купанья в Арно. Согласно, однако, Вазари, кроме этого эпизода купанья на картоне была еще изображена схватка всадников, и, таким образом, оказывается, что мы вообще полного представления хотя бы об общем характере картона не имеем.

99 Авторство Микель Анджело не встречает общего признания.

100 При всем схематизме пейзажа на лондонском "Положении во гроб" является соблазн отнести его к тем впечатлениям, которые получил Микель Анджело во время своего долгого и одинокого пребывания в Каррарских каменоломнях. Этими же каменоломнями Микель Анджело хотел воспользоваться для изваяния небывалого по размерам колосса, который был бы виден мореплавателям за много миль от берега. Этот проект, неисполнение которого художник оплакивал всю жизнь, может до известной степени служить доказательством его пренебрежения природой. На самом же деле, вызвать колоссальный "осмысленный" образ из бесформенных масс означает другое - не знающую предела жажду титана в "размерах природы" создавать человеческое искусство. Это желание стало затем одним из двигателей мирового художественного творчества. Оно, между прочим, привело к волшебным садам виллы д'Эсте, Поджо, Боболи и Версаля.

101 Кроме этих произведений, писанных самим Микель Анджело, существует еще целый ряд отдельных картин, сочинение которых принадлежит ему, а исполнение его ученикам и подражателям. Сюда относятся "Леда", "Христос в Гефсимании", "Сон жизни", "Распятие", "Похищение Ганимеда" и др. Как раз те экземпляры копий, в которых фигуры помещены на "пустом" фоне, производят впечатление известной достоверности, и, наоборот, там, где фон заполнен пейзажем, там сразу чувствуется, что копистом нарушено что-то существенное, создано что-то лишнее и вредящее главному впечатлению.

102 Начата роспись плафона папской капеллы при Юлии II летом 1508 г. и окончена осенью 1512 г.; фреска "Страшного суда", написанная во всю алтарную стену капеллы на том месте, где находились три композиции Перуджино, начата при Павле III в 1535 г. и окончена в 1541 году.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.