Лотто Лоренцо

Краткая справка из БСЭ:

Лотто (Lotto) Лоренцо (около 1480, Венеция, — 1556, Лорето, Марке), итальянский живописец. В творчестве Л. преломляются традиции венецианской школы, ломбардской школы, искусства Рафаэля, Корреджо и североевропейских мастеров. Работая в условиях кризиса искусства Возрождения, Л. придавал своим произведениям эмоциональную напряжённость, а порою и подчёркнутую экзальтированность. Религиозные композиции Л. (фрески в оратории Суарди в Трескоре, 1524; алтарь святой Лучии, 1532, Коммун. пинакотека, Ези) отличаются разнообразием мизансцен, острой жизненной убедительностью персонажей, обстановки, пейзажных фонов. В портретах Л. (портрет юноши, около 1506—08, Художественно-исторический музей, Вена) изысканная звучность колорита, острота характеристик сочетаются с использованием эмблематических деталей.

Цитаты:

Контрастом спокойному творчеству Пальмы и таинственной страстности Джорджоне является все мятежное, все суетливое, почти до судорожности подвижное и "экспансивное" искусство Лоренцо Лотто, подлинного сына Венеции и предвозвестника других "подлинных венецианцев", горячих, щедрых на изобретательность, обостренно-впечатлительных художников: Тинторетто, Скиавоне, Греко, Тьеполо и Гварди. В Лотто можно, до известной степени, усматривать явление, параллельное нервному творчеству Андреадель Сарто во Флоренции, Перуцци и Бекафуми в Сиене и многих других мастеров средней Италии. Но особенно близко подходит Лотто к Корреджо - настолько близко, что приходится заключить, несмотря на полное отсутствие сведений, подтверждающих эту догадку, о личных связях между обоими художниками.

Читать о Лотто в тексте книги

Следуя некоторое время "иконному" стилю "муранцев" и "беллинесков", Лотто не отдает большого места пейзажу. Он его отодвигает в фон. Фигуры у него теперь не в пейзаже, а перед пейзажем. Но пейзажные фоны и на этих картинах поражают своеобразной красотой и большим чувством правды.

Читать о Лотто в тексте книги

Ни в чем зрелость, вкус и мастерство Лотто не выразились с такой полнотой, как в длинной серии деревянных мозаик, исполненных интарзиатором Каподиферро по рисункам Лотто и украшающих стали и алтарную ограду в церкви Santa Maria Maggiore в Бергамо. В то же время обширный цикл этот представляет собой один из самых замечательных памятников христианской символики. Небольшие сюжеты на сидениях сталей чрезвычайно характерны для своеобразной причудливой мистики Лотто48 - они содержат всевозможные аллегории, частью представленные в гениально упрощенных сценах, частью в чарующих своим тончайшим рисунком натюрмортах. В больших же сюжетах особенно поражают те декорации, перед которыми маленькие фигуры разыгрывают сцены из Библии.

Читать о Лотто в тексте книги

Картины:

 

Лоренцо Лотто. Святой Иероним в пустыне. Парж. Лувр.

Лоренцо Лотто. Успение Богородицы (1506 г.). Приходская церковь в Азоло.

Лоренцо Лотто. Мадонна со святыми (1521). Церовь сан-Бернардино в Бергамо.

Лоренцо Лотто. Житие святой Варвары (1524 г.). Фрагмент фрески в "Ораторум Суарди". Трескорре.

Лоренцо Лотто. Благовещенье (1527-1528). Церковь S. Maria sopra Mercanti в Реканати

 

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.