Лоррен Клод

Краткая справка из БСЭ:

Лоррен (Lorrain; собственно Желле, Gellée) Клод (1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия, — 23.11.1682, Рим), французский живописец. Учился у А. Тасси в Риме [с 1613(?)], где обосновался окончательно в 1627; испытал влияние П. Бриля, А. Эльсхеймера, Аннибале Карраччи. Л. создал свой вариант классицистического "идеального" пейзажа, где единство пространства достигается за счёт тончайшей разработки свето-воздушной среды; он особенно любит эффекты рассеянного (утреннего или вечернего) света, тающего в золотистой дымке ("Отплытие св. Урсулы", 1646, Национальная галерея, Лондон: "Изгнание Агари", 1668, Старая пинакотека, Мюнхен). Библейские, мифологические или пасторальные сюжетные мотивы в картинах Л. неизменно подчинены общему мечтательно-элегическому настроению, разлитому в природе, а фигуры носят чисто стаффажный характер (например, в цикле пейзажей "Утро", "Полдень", "Вечер", "Ночь"; все — 1651—72, Эрмитаж, Ленинград). Натурные зарисовки Л. (перо, бистр, тушь) отличаются свежестью восприятия различных состояний природы, а офорты — виртуозной светотеневой нюансировкой.

Цитаты:

При некоторых чертах сходства, между творчеством Пуссена и Клодом существует слишком глубокая разница. Клод сво¬им душевным воспитанием обязан скорее Эльс-геймеру, нежели Пуссену. Да и в «потомствах» обоих мастеров (особенно многочисленном на стороне Пуссена) разница эта продолжала чувствоваться, несмотря на частичные и временные сближения некоторых последователей. Является соблазн характеризовать «линию» Пуссена — более француз¬ской и латинской, «линию Лоррена» — более германской. Пуссена хо¬чется поставить в связь с Мантеньей, Рафаэлем, Караччи; Лоррена — с Альтдорфером, Эльсгеймером, Пуленбургом. Однако если в этих ха рактеристиках по расовым признакам и есть доля истины, то все же они слишком шатки и в них слишком много противоречий, чтобы на них можно было полагаться.

Читать о Лоррене в тексте книги

Клод был малообразованным человеком, не умевшим даже грамот но подписывать свою фамилию; ведь и в художники он вышел уже после того, как обучился ремеслу пирожника. Это и было, вероятно, одним из оснований, почему он держался вдали от общества своих собратьев и вел до крайности уединенный образ жизни. Но, опять-таки, постоянное отшельничество, бесконечные одинокие прогулки по Кампанье способствовали тому, что творчество Клода стало таким сильным и интенсивным.

Читать о Лоррене в тексте книги

Характерно для Клода и то, что он почти не писал декоративных картин. Подобно Пуссену и Эльсгеймеру (и в противоположность Брилю и Гаспару), он — типичный «живописец для кабинета любите лей». Его картины не созданы для украшения стен, но требуют того же сосредоточенного внимания, которое уделял сам мастер своим этю дам с натуры и воспроизведению их в целостных гармониях.

Читать о Лоррене в тексте книги

Картины:

Клод Лоррен. Рисунок из Liber Veritatis

Клод Лоррен. Храм Аполлона. Галерея Дория. Рим

Клод Лоррен. Уллис ожидает Хризиду. Национальная галерея. Лондон

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.