Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Венецианская живопись "Золотого века"
IV - Лоренцо Лотто

3 - Дисциплина гармонии

Ни в чем зрелость, вкус и мастерство Лотто не выразились с такой полнотой, как в длинной серии деревянных мозаик, исполненных интарзиатором Каподиферро по рисункам Лотто и украшающих стали и алтарную ограду в церкви Santa Maria Maggiore в Бергамо47. В то же время обширный цикл этот представляет собой один из самых замечательных памятников христианской символики. Небольшие сюжеты на сидениях сталей чрезвычайно характерны для своеобразной причудливой мистики Лотто48 - они содержат всевозможные аллегории, частью представленные в гениально упрощенных сценах, частью в чарующих своим тончайшим рисунком натюрмортах. В больших же сюжетах особенно поражают те декорации, перед которыми маленькие фигуры разыгрывают сцены из Библии. Непонятно, каким образом Лотто удалось посредством одних монохромных оттенков передать такие сложнейшие, полные светотени, глубины, рельефности и нежно-сказочной поэзии, картины. Интимное чувство природы, сказывавшееся уже в самых ранних произведениях Лотто, получает здесь новое, несравненно более цельное и сознательное, выражение. Здесь же можно усмотреть и благодетельные последствия пребывания мастера в средней Италии. Не только представленные на интарзиях здания полны чисто тосканского ритма, но и во всей композиции картин чувствуется какая-то "дисциплина гармонии", какое-то знание меры - все черты, встречающиеся лишь в виде редких исключений в созданиях северных школ и исчезающие в позднейшем творчестве самого Лотто49.

Лоренцо Лотто. Благовещенье (1527-1528). Церковь S. Maria sopra Mercanti в Реканати

Менее выдержанными в чисто художественном отношении, нежели интарзии церкви S. Maria Maggiore, но столь же характерными для личности Лотто представляются фрески, коими он украсил в 1524 году часовню Суарди в Трескорре близ Бергамо. Главная часть этой росписи представляет собой Христа в образе виноградника; под этим изображением, соперничающим по странности с загадочными измышлениями средневековой символики, рассказаны в ряде сценок последние эпизоды жития св. Варвары. В других местах капеллы тянутся фигуры пророков и святых и опять под ними - события из жизни св. Клары. Самые эпизоды рассказаны с оттенком "жанрового" юмора, с введением многочисленных фигур в современных мастеру костюмах, с целой серией портретов семьи заказчика. Всего более поражает рядом с символическими смелостями крайнее разнообразие в пропорциях как фигур, так и отдельных элементов пейзажа. Все в общем представляет собой нечто до чрезвычайности путанное, разнородное и, в сущности, в чисто декоративном смысле неудачное. Но стоит от общего перейти к подробностям, как начинается наслаждение. Каждая фигура (кроме, впрочем, самого Христа) выразительна и прекрасна, великолепны в своем тонком реализме портреты50, но всего интереснее сцены жития обеих святых - как в чисто повествовательном отношении, так и, в особенности, в смысле тех остроумных декораций, которые для них сочинил изощренный и страстно заинтересованный жизнью художник.

В целях создать нечто слитное из своих рассказов, Лотто, наподобие картин Мемлинка в Мюнхене и в Турине, объединяет в одно целое те площади, улицы и "открытые места", среди которых происходит суд над св. Варварой, ее пытка, ее шествие на казнь и мученическая смерть. Некоторые здания как бы вскрыты, и зритель видит то, что происходит во внутренних помещениях. Особенное впечатление производит вся та часть, где поезд с мученицей проходит по базарной площади мимо сидящих у низкой городской стены торговок в направлении к воротам, ведущим на прилегающий к городу холм. Реализм "постановки" здесь достигает такой степени, что если бы отнять фигуры, то получилась бы точно сейчас взятая с натуры в Бергамо ведута, полная нежных оттенков и мягкой, правдивой гармонии51.

Примечания

47 Сохранились расписки Лотто в получении денег за картоны к этим интарзиям: 18 мая 1523 г., 4 апреля, 6 мая, 6 и 16 июня, 20 августа, 4 октября и ноября 1524 г., 9 февраля 1525 г. Находясь уже в Венеции, он продолжал получать вознаграждения за продолжение этих работ: 27 января, 8 и 24 августа, 4 и 9 сентября 1527 г. и, наконец, 13 июня 1530 г.

48 Нельзя не высказать сожаления, что до сих пор эта поразительная серия не изучена как следует и даже не фотографирована. Кроу и Кавалькассель касаются ее в не скольких словах, мимоходом. Беренсон по поводу их говорит, что здесь мы подходим вплотную к личности Лотто, перечисляет наименее интересные из интарзий, но отказывается дать пояснения к тем, которые он сам считает "самыми впечатляющими произведениями во всем символическом искусстве". Сам Лотто чрезвычайно ценил свои картоны к интарзиям и отдельно упоминает о них в своем завещании. Уплочено ему было за каждый по 9 лир, что, сравнительно с другими ценами за его работы, должно считать скорее высокой суммой. К сожалению, до нас эти картоны не дошли.

49 Мы уже указывали на то, что много общего между этими пейзажными фонами на интарзиях Santa Maria Maggiore и декорациями на позднейших картинах Гаудецио Феррари.

50 Любопытно в них встретить реминисценции рафаэлевских "Станц". В части, посвященной портретной живописи, мы еще вернемся к Лотто, одному из величайших портретистов всей истории живописи.

51 В интарзиях Santa Maria Maggiore целый ряд мотивов тоже взят прямо с натуры и не уступит в своем реализме самым характерным работам немцев или нидерландцев. Сюда относятся декорация городских ворот к сцене, иллюстрирующей рассказ о Давиде ("Книга царей", XVII), хижина Ноя и др. Стилистически к фрескам в Трескорре примыкают прекрасные фрески Лотто в бергамском San-Michele. В них, однако, фигурам предоставлено более значительное место, и при этом нигде художником не обращено столько внимания на ритм композиции, на уравновешенность частей, на разработку всей формальной стороны. Декорации более условны, но в том же характере, как архитектура в интарзиях и в Трескорре. Изумительно, с каким расчетом композиции включены в неудобный формат "люнет".

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.