Лимбург (братья)

Краткая справка из энциклопедии "Кругосвет":

Лимбург, братья (Limbourg или Limburg) (наст. фамилия Малуэль), Поль (Пауль), Эрман (Херман) и Жеанекен (Ян) (после 1385 — ок. 1416), нидерландско-бургундские художники, мастера книжной миниатюры, чье творчество ознаменовало высший ее расцвет на пороге Возрождения. Сведения об их жизни весьма скудны, поэтому их годы жизни и смерти указываются "коллективно". Наиболее известный из братьев, Поль, который чаще всего упоминается в исторических документах, был старшим. Родились в Неймегене (Брабант; ныне южные Нидерланды), в семье скульптора, резчика по дереву Арнольда ван Лимбург; мать их была сестрой известного живописца Жана Малуэля. В конце 14 в. Эрман и Жеанекен обучались в Париже ювелирному делу. Состояли на службе герцога Филиппа Бургундского в Париже (с 1402), а после его кончины (1404) — на службе его брата герцога Жана Беррийского, при дворе которого создали лучшие свои вещи. Франко-бургундские традиции книжной миниатюры тесно переплетаются в искусстве Лимбургов (где личные манеры каждого из братьев практически неразличимы) с итальянскими веяниями. "Интернациональный стиль" поздней готики впечатляюще ярко и живописно преобразуется здесь в раннеренессансное искусство, прославляющее (при сохранении массы религиозно-мистических элементов) эмпирическую красоту мироздания. К манускриптам, бесспорно украшенным братьями, принадлежат — Морализованная (т.е. снабженная нравоучительными комментариями) Библия (середина 1400-х годов, Национальная библиотека, Париж; Прекрасный часослов герцога Беррийского (ок. 1409-1411, музей Метрополитен, Нью-Йорк) и Прекраснейший часослов герцога Беррийского (ок. 1409-1416, завершен в 1485-1490 Ж.Коломбом; музей Конде, Шантийи).

Цитаты:

Заслуга дальнейших шагов на том же пути принадлежит братьям Полю, Герману и Жеганнекену из Лимбурга - создателям изумительной серии миниатюр в часослове герцога Беррийского, известном под названием "Les trиs riches heures du duc de Berry" и хранящемся в числе коллекции герцога Омальского в замке Шантильи. Настоящее имя этих миниатюристов было, как кажется, Малуель, и они приходились родственниками придворному художнику бургундских герцогов, Жаку Малуель, которому еще недавно приписывался круглый образ в Лувре с изображением "Плача над Телом Господним".

Читать о Лимбург в тексте книги

Les tres riches heures" представляют собою ряд изумительных мистических и легендарных сюжетов, о которых мы будем говорить позже, а в неизбежном при часослове отделе календаря имеется двенадцать изображенных месяцев. Художники не прибегают для этого к олицетворениям, которые мы встречаем еще у реалиста Амброджо Лоренцетти, но дают картины природы, полные изумительной и непосредственной наблюдательности. Почти на каждом из "месяцев" встречается "портрет" (ведута) того или иного замка или королевского дворца, и по изображению одних этих памятников, из которых иные сохранились до нашего времени, мы можем судить о степени точности братьев Лимбург.

Читать о Лимбург в тексте книги

Картины:

 

Братья Лимбург. Искушение спасителя (на первом плане изображен замок Mehun). . Миниатюра из "Les tres riches heures du duc de Berry". (Шантильи).

Братья Лимбург. Месяц сентябрь (замок Сомюр) из "Les tres riches heures" (Шантильи).

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.