Лесюер Эсташ

Краткая справка из "Энциклопедии живописи":

Лесюер Эсташ Le Sueur, Eustache (1616, Париж - 1655, там же) Французский художник.Несмотря на легенды, ходившим вокруг его имени, Лесюер, исторический живописец и декоратор, вел жизнь тихую и размеренную. Географические границы его творчества ограничиваются центром Парижа и островом Сен-Луи; он даже не был в Италии. Сын токаря по дереву Кателена Лесюера, он начал свое обучение около 1632 в мастерской С. Вуз, где познакомился с Лебреном и Миньяром. Изучение произведений Рафаэля и рисунков из королевских коллекций, а также гравюр Маркантонио Раймонди и росписей в замке Фонтенбло дополнило его образование. Влияние Вуэ. Вскоре, в 1637, Вуэ поручил ему заказ на 8 картин, иллюстрирующих "Сон Полифила" Ф. Колонны, которые затем были воспроизведены на шпалерах. От этого цикла,завершенного около 1645, сохранилось четыре картины (Ман, музей;Руан, Музей изящных искусств; Дижон, музей Маньен; Вена, собрание Чернин). В 1644 Лесюер начинает росписи в отеле, принадлежавшем Ламберу де Ториньи и построенном архитектором Лево на острове Сен-Луи в Париже. От этих работ сохранилось много значительных фрагментов, в особенности орнаментальные панно (ныне - частное собрание, замок де Ла Гранж) и плафоны Кабинета Амура (ныне - Париж, Лувр). Эти произведения свидетельствуют о влиянии динамизма Вуэ, но рисунок Лесюера более легкий и сдержанный, а колорит - богаче и свежее. Портреты этого периода исполнены в еще более индивидуальной манере ("Собрание любителей", Париж, Лувр; "Портрет господина Альбера", 1641, Гере, музей). В это время, вдохновленный примером и уроками Вуэ, Лесюер исполнил целый ряд произведений, некоторые из которых прежде приписывались самому Вуэ: "Диака и Каллисто" (Дижон, музей Маньен), "Архангел Рафаил, покидающий Товия" (Гренобль, Музей изящных искусств; эта картина, как и другая, из Лувра и также иллюстрирующая историю Товия, происходит из отеля Фьёбе), "Введение во храм" (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Зрелость. "Кабинет муз" в том же отеле Ламбер, созданный около 1647-1650, свидетельствует о том, что Лесюер не остался равнодушным к классическим урокам Пуссена, находившегося между 1640 и 1642 в Париже. Пять композиций с изображением муз и роспись плафона ("Фаэтон")находятся ныне в Лувре. Одна из них - картина "Музы Клио, Евтерпа и Талия" - является типичным примером этого переходного периода в творчестве художника, для которого был характерен мягкий ритм линий и гармония тонов. Репутация Лесюера растет, и в 1648 он становится одним из членов-основателей Кор. Академии живописи и скульптуры. Он получает крупный заказ на 22 картины для монастыря Шартрез; исполненные с 1645 по 1648, эти картины (ныне - Париж, Лувр) посвящены истории св. Бруно. В них Лесюер окончательно утверждает свой индивидуальный стиль; они в сдержанной манере, оживленной психологизмом и реалистической наблюдательностью. Строгость и скромность вызывают в памяти искусство Сурбарана. Знание перспективы и ее облагороженное использование придают сценам величие. Те же черты присущи и картине "Св. Павел в Эфесе" (1649, Париж, Лувр), заказанной цехом ювелиров для собора Парижской Богоматери. По заказу короля Лесюер исполнил в его апартаментах в Лувре "Аллегорию французской Монархии". Кроме того, он украшает купальню королевы-матери; этот ансамбль погиб в конце XVIII в. Влияние Рафаэля. Около 1650 творчество Лесюера несколько изменило свои ориентиры, что заметно в картинах на библейские и евангельские сюжеты и темы греческой истории. Под влиянием картонов для шпалер Рафаэля и росписей Лоджий, он создает довольно холодное искусство ("Благовещение", 1652, Париж, Лувр; "Христос у Марфы и Марии>, Мюнхен, Старая пинакотека; "Введение во Храм", 1652, Марсель, Музей изящных искусств). В большой картине "Поклонение пастухов" (1653, Ла Рошель, музей) благородный линейный контур объединяет персонажей, лица и позы которых остаются точными и правдоподобными. Ностальгия по Возрождению несомненно вдохновила тондо "Снятие с креста" (Париж, Лувр), принадлежавшее раньше тому же алтарю, что и замечательная картина "Несение креста" (там же). Этим высоким вдохновением отмечено и четыре поздних произведения художника, исполненных в 1654 для монастыря Мармутье ("Явление Марии св. Мартину" и "Месса св. Мартина" - Париж, Лувр; две других картины - Тур, Музей изящных искусств). Затем для ц. Сен-Жерве в Париже Лесюер написал две картины (Париж, Лувр, и Лион, Музей изящных искусств), одну из которых после смерти художника закончит его родственник Тома Гуссе. Творчество Лесюэра включает в себя также богатое и замечательное собрание подготовительных рисунков к его картинам, исполненных сангиной или, подобно Вуз, углем на серой бумаге (Париж, Лувр, и др.). Лесюеру часто подражали, но сам он не имел известных учеников. Названный "французским Рафаэлем", высоко оцененный в XVIII в. за свою "нежность", равную Пуссену и столь почитаемую в ту эпоху, он был одним из самых ярких парижских живописцев времени регентства королевы Анны Австрийской. Именно эти художники с присущим им чувством гармонии предопределили развитие французского классицизма эпохи Лебрена.

Цитаты:

Бесконечно более одухотво¬рено творчество Лесюера, имевшего возможность познако-миться с искусством и со взглядами Пуссена в бытность последнего в Париже и продолжавшего с ним переписываться впоследствии. Разумеется, преувеличенным должно сейчас казаться прозвище «французский Рафаэль», которое было дано этому тихому, вдумчивому эклектику, действительно много почерпнувшему из изучения гравюр с Рафаэля и тех немногих картин урбинца, которые находились в королевских дворцах. Но, с другой стороны, нельзя отнять у Лесюера его подлинного чувства поэзии и действительно изу¬мительной чуткости к музыке линий, к ладу композиции.

Читать о Лесюэре в тексте книги

Картины:

 

Е. Лесюер. Музы. Одно из панно для Hotel Lambert. Ныне в Лувре. Гравюра Дюкло

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.