Ленен (братья)

Краткая справка из БСЭ:

Ленен, Ле Нен (Le Nain), французские живописцы, братья: Антуан (около 1588, Лан, Пикардия, — 25.5.1648, Париж), Луи (около 1593, Лан, — 23.5.1648, Париж), Матье [около 1607, Лан, — 20.4.1677, Париж(?)]. С конца 1620-х гг. имели общую мастерскую в Париже и часто работали совместно. Приписываемые Антуану Л. безыскусственные групповые портреты на медных досках дробны по композиции и однообразны по характеристикам ("Семейный портрет", 1642, Лувр, Париж). Луи Л., ученик Антуана, в 1630-е гг. испытал влияние караваджизма, писал преимущественно сцены из крестьянской жизни. Его герои серьёзны, наделены высоким чувством собственного достоинства. Чёткие композиционные построения, часто имеющие в своей основе мотив предстояния, пластическая завершённость формы, благородство серебристо-серой гаммы определяют ясный эмоциональный строй его картин. Луи Л. монументализирует обыденное явление, придаёт фигурам крестьян торжественную значительность, не утрачивая при этом полноты жизненной характеристики ("Возвращение с сенокоса", 1641, "Трапеза крестьян", 1642, "Кузница" — все Лувр, Париж; "Отдых всадника", 1640-е гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон; "Семейство молочницы", 1640-е гг., Эрмитаж, Ленинград). Возвышенное понимание природы Луи Л. сближается с её трактовкой у Н. Пуссена. Матье Л. сначала работал в крестьянском жанре. Позднее писал главным образом сцены из дворянского быта ("Игроки в трик-трак", Лувр, Париж).

Цитаты:

...братья Ленэн представляют собой натуралистов чистейшей пробы, и, выделив их, мы должны заняться ими в первую очередь. В скромном, тихом, несколько ограниченном творчестве таких художников наметились первые (едва ли осознанные) признаки какого-то протеста против напыщенной лжи официального искусства. В то же время это творчество отвечало той потребности общества, в которой можно видеть «влечение к чистой живописи».

Читать о Ленэн в тексте книги

Скромны картины братьев Ленэн, но именно красочная гамма не которых из них, особенно тех, которые рисуют сцены на открытом воздухе, стоит совершенно особняком и не имеет себе подобных во всей истории искусства, включая сюда пленэристов и импрессионис тов XIX в. Холодная атмосфера прямо светится, а персонажи, их лица, их одежда, наконец, все детали подобраны так, чтобы еще более под черкнуть серебристость, «благородную серость» всего.

Читать о Ленэн в тексте книги

Картины:

 

Братья Ленэн (Антуан?). Обедающие крестьяне. Лувр. Париж

Луи Ленен. Семейство молочницы. 1640-е гг.

 

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.