Веронезе Паоло

Краткая справка из БСЭ:

Веронезе (Veronese; собственно Кальяри, Caliari) Паоло (1528, Верона, — 19.4.1588, Венеция), венецианский живописец Позднего Возрождения. Учился у веронского художника А. Бадиле. Работал, главным образом, в Венеции (с 1553), а также в Вероне, Мантуе, Виченце и Падуе. В 1560, возможно, посетил Рим. Произведения В. конца 1540 — начала 1550-х гг. говорят об изучении им рисунка Микеланджело, композиционных построений Рафаэля и Корреджо, колористических открытий Тициана. К середине 1550-х гг. складывается самостоятельный стиль В., сочетающий лёгкий, артистически изощренный рисунок и пластику форм с изысканной колористической гаммой, основанной на сложных созвучиях чистых цветов, объединённых светоносным серебристым тоном. Главная сфера деятельности В. — монументально-декоративная живопись. Его исполненные маслом на холсте крупные многофигурные композиции, украшающие стены и плафоны светских и культовых зданий Венеции, часто служат прославлению величия и военных триумфов Венецианской республики. Им присущи героическая приподнятость образов, энергичная светотеневая лепка, выразительность ракурсов и движений, праздничное, ликующее великолепие цвета ("Старость и Юность", 1553, "Диалектика", 1575—77, "Триумф Венеции", 1578—1585, — все во Дворце дожей, Венеция; "Триумф Мардохея" и др., 1556, церковь Сан-Себастьяно, Венеция). Выполненные В. фрески в загородных венецианских виллах (вилле Соранцо, 1551, фрагменты фресок ныне в соборе в Кастель-Франко; вилле Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, около 1561), с их холодной воздушной цветовой гаммой, отличаются большей интимностью образов; наряду с мифологическими композициями и аллегорическими фигурами в них встречаются пейзажи и жанровые сцены с шутливыми иллюзионистическими эффектами. Воплощая гуманистическое идейно-образное содержание в целостных, законченных монументально-декоративных формах, органически связывая живопись с архитектурой, В. развивает на новом этапе лучшие достижения искусства эпохи Возрождения.

Цитаты:

Мы видели, что имя "Бассано" стало собирательным - скорее именем фирмы, нежели отдельного художника. То же придется сказать и о "Веронезе", под именем которого главным образом подразумевается Паоло Калиари, но которым покрывается на самом деле огромное количество произведений и других близких к этому мастеру художников, как-то: его дяди Бадиле, обоих Фаринато (один из них более известен под прозвищем "Дзелотти"), Джузеппе Порта-Сальвиати, наконец, Бенедетто, Паоло и Карло Калиари, не упоминая о других, менее выдающихся.

Читать о Веронезе в тексте книги

...все картины Веронезе овеяны морским воздухом, залиты серебристостью морской сырой атмосферы и полны той праздничной истомы, которая есть выражение самой души обвенчанного с морем города. Любая картина Веронезе вводит сразу в понимание того, что такое Венеция - будь то пир среди пышной колоннады, две-три фигуры в саду или даже просто портрет.

Читать о Веронезе в тексте книги

Венецианцем, а не веронцем, Паоло является хотя бы и то, что на его картинах редко встретишь поля, луга, рощи, горы. Большинство изображенных им событий происходит или в мраморных чертогах венецианских палаццо, или в небольших садах вроде тех, что расположены у патрицианских дворцов и на островах лагун; иногда же мы видим берег моря, если не сами морские волны. И свет у Веронезе особенный, морской: тонко-серебристый, чуждый сильных контрастов. Серо-голубое серебристое небо покрыто у него легкими характерно-морскими облаками, а позади всех его зданий чувствуются почему-то непременно простор и даль водной стихии.

Читать о Веронезе в тексте книги

Картины:

Паоло Веронезе. Христос и сотник. Мадрид. Прадо

Паоло Веронезе. Брак в Кане Галилейской. Лувр. Париж

Паоло Веронезе. Распятие. Лувр. Париж

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.