Вермэр Ян

Краткая справка из энциклопедии "Кругосвет":

ВЕРМЕР (ВЕРМЕЕР), ЯН (Vermeer, Jan) (1632-1675), нидерландский художник, мастер бытовой живописи и жанрового портрета, символически олицетворяющих Голландию "золотого" 17 в. Родился в Делфте (отсюда прозвище — "Делфтский") в семье предпринимателя, который занимался производством шелка для портьер и обивки мебели, а также торговлей картинами. Был крещен 31 октября 1632. Живя в кальвинистской, но достаточно веротерпимой стране, был, вероятно, католиком, принявшим исповедание своей жены. В 1662-1671 состоял деканом гильдии делфтских художников. Испытал значительное влияние К.Фабрициуса. Ранние картины на мифологические и евангельские темы (Диана с нимфами, Маурицхейс, Гаага; Христос у Марии и Марфы, Национальная галерея, Эдинбург) свидетельствуют о влиянии итальянского барокко. Позднее обращался исключительно к мотивам окружающей жизни, придавая им по-своему мифологическую, полную тонких поэтических аллюзий окраску. Работая, вероятно, достаточно медленно (до нас дошло немногим более 30 картин), для поддержания большой семьи из одиннадцати детей художник вынужден был в поздний период по примеру отца заняться антикварной торговлей. Похоронен Вермер в Делфте 15 декабря 1675. Воздействие наследия художника, которого вначале уравнивали с его современниками-"малыми голландцами", усилилось в первой половине 19 в., со временем охватив не только изобразительное искусство, но и литературу (память о делфтском мастере, например, выражена в фигуре художника Эльстира у М.Пруста в эпопее В поисках утраченного времени). В современной традиции его имя стало не менее культовым, чем имена таких его соотечественников, как Рембрандт и Ф.Халс.

Цитаты:

От Ленэнов протянуты нити к Вермеру, к Шардену, к Лонги, к Дролленгу, к Рунге, к «датчанам начала XIX в.», к Венециа¬нову и к Сезанну, и в «обратную сторону» — к Бассано, Эртсену и Бёклару. И вот по мере того, как просыпается все более и более со¬знательное отношение к живописной сущности, интерес ко всем этим мастерам (в свое время стоявшим на втором и на третьем плане) ста¬новится все более и более острым. Когда-то их просто принимали за ограниченных копиистов действительности. Ныне в них более всего любуются живописными достоинствами. Списывая, не мудрствуя лу¬каво, природу и жизнь, эти художники проявили в самом подборе мотивов свой личный вкус, зачастую более изысканный, нежели вкус их блестящих товарищей, пользовавшихся общим признанием.

Читать о Вермэре в тексте книги

Картины:

 

Ян Вермэр Дельфтскй. Вид Дельфта. Музей в Гааге

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.