Верне Жозеф

Краткая справка из энциклопедии "Кругосвет":

Верне, Жозеф (1714-1789). Родился 14 августа 1714 в Авиньоне в семье художника Антуана Верне. Учился у отца, в 1734-1753 работал в Италии, где одним из его наставников был Дж.П.Паннини. Вернувшись на родину, где жил в основном в Париже, получил королевский заказ на создание серии Порты Франции (1753-1763, Лувр). Среди других его произведений — Кораблекрушение (1763, Эрмитаж, Петербург) и Гавань в Анконе (1775-1780, там же). Продолжая традицию классицистского пейзажа в духе Н.Пуссена и К.Лоррена, любил писать сцены бурь и кораблекрушений, форсируя эффекты освещения, тем самым предвосхищая динамичную стихию живописи романтизма. Его образы имели большой международный резонанс, сделав слова "пейзаж Верне" литературно-нарицательным понятием. Умер Ж.Верне в Париже 3 декабря 1789.

Цитаты:

Жозеф Берне, которого сейчас принято считать за какого-то деланного и условного «рассказчика о бурях», был на самом деле таким же искателем правды и прекрасным ее знатоком. Разумеется, не все в творении Берне одинаково удачно. Часто, в силу все той же «ремесленности», мастер повторялся: многие свои особенности с течением времени он превратил даже в трафарет. Но недочеты в творчестве Берне (вполне понятные при неимоверной его продуктивности) не должны препятствовать занятию им места рядом с завоевателями правды. Нередко он является достойным наследником Клода, в других случаях он сопер¬ничает в точной съемке с Беллотто, наконец, в длинном ряде картин мастера можно считать предтечей Тернера и всей той английской школы, которая избрала своей задачей изображение «разъяренных стихий».

Читать о Верне в тексте книги

В чисто живописном отноше нии Берне уступает жирной, сочной, густой, цветистой манере вене­цианца. У француза все несколько суше, холоднее; всюду прогляды вает известная рассудочная нотка: то в виде анекдотического стаффажа, то в виде какой-то «поэтиче-ской» подстроенности общего. Одна ко в целом ряде других картин, и особенно в прославившейся на весь мир серии «Ports de France», самые недостатки Берне переходят в дос тоинства, и в этих «портретах» портовых городов художнику удалось в одно и то же время создать настоящую «поэму часов дня» и соорудить один из самых интересных памятников жизни своего времени.

Читать о Верне в тексте книги

Картины:

Жозеф Верне. Вид Бордо. Гравюра Леба

Жозеф Верне. Фрагмент одного из видов Тулона. Гравюра Леба

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.