Веласкес Диего

Краткая справка из БСЭ:

Веласкес, собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodríguez de Silva Velásquez) Диего (4 или 5.6.1599, Севилья, — 6.8.1660, Мадрид), испанский живописец. Сын небогатого дворянина. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610—16). В 1617 получил звание мастера. До 1623 работал в Севилье, писал "бодегонес" (испанский bodegón — харчевня) — сцены из народного быта ("Завтрак", около 1617, Эрмитаж, Ленинград; "Водонос", около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон). Живопись плотным слоем непросвечивающих красок, контрастное освещение фигур, придвинутых к переднему плану композиции, интерес к точной фиксации внешних особенностей натуры сближают эти работы с традициями М. Караваджо. Порой В. вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив ("Христос в доме Марфы и Марии", около 1622, Национальная галерея, Лондон). Уже в этих ранних произведениях В., обратившись к кругу явлений, новых для испанской живописи, создал меткие характеристики народных типов.

Цитаты:

Во всей истории живописи не найти вполне равного испанскому мастеру художника, и это превосходство Веласкеса кроется не в глубине его замыслов, не в декоративном значении его картин, не в ритме линий, не в создании чарующих ликов, а в одной только живописи. Да и про живопись Веласкеса приходится сказать именно приведенными словами немец кого художника: глядя на его картины, не радуешься тому, как краси во, как ловко, какими прекрасными красками писал мастер, а скорее поражаешься каким-то чудом. Наиболее вдохновенные картины мас тера производят впечатление, точно они создались сами собой — од ним дуновением божественной воли.

Читать о Веласкесе в тексте книги

...произведения Велас кеса точно и не произведения ума человеческого, а произведения при роды, — настолько они именно кажутся рожденными без помощи че ловеческих рук, настолько в них совершенно отсутствуют следы тру да, усилий и даже намерений, настолько просто и естественно они сами себя утверждают.

Читать о Веласкесе в тексте книги

Несомненно, что подлинный испанец Веласкес не был чужд религиозных переживаний, — это подтверждается хотя бы тем, что его церковные картины, не будучи охвачены мистичес­ким порывом, все же всегда так строги и благородны45. Однако и тог да, когда Веласкес принимался писать Богоматерь на облаках или распятого на Кресте Иисуса, он бывал увлечен передачей красоты отливающих тканей или лепящегося в сумеречном свете тела, сама же тема как-то отступала на второй план. Весьма возможно, что если бы эти картины остались в храмах, они производили бы теперь не приятное впечатление, и настоящее им место в музеях.

Читать о Веласкесе в тексте книги

Картины:

 

Д. Веласкец. Римский этюд. Мадрид. Прадо

 

Веласкец. Троица. Прадо. Мадрид

 

Веласкец. Христос после бичевания. Национальная галерея в Лондоне

 

Веласкец. Венера. Национальная галерея в Лондоне

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.