Валькенборх Лукас

Краткая справка из "Энциклопедии живописи":

ВАЛЬКЕНБОРХ Лукас ван (ок. 1530, Лувен - 1597, Франкфурт) Вступив в 1560 в гильдию живописцев Мехелена, Лукас в 1564 становится мастером и в том же году берет в ученики Яспера ван дер Линдена. Он участвовал в движении Реформации и вынужден был бежать в 1566 в Льеж, а затем в Ахен. Около 1570 он находится в Антверпене, а в 1577 в Брюсселе. Поступив на службу к эрцгерцогу, Лукас в его свите отправляется в 1581 в Австрию. Он работал в Линце до 1593, а потом отправился во Франкфурт, гражданином которого он стал в 1594. Он писал картины на библейские сюжеты, а также бытовые сценки. Его пейзажи, блещущие своими живописными качествами и изобретательностью, по своей концепции близки пейзажам П. Брейгеля Старшего, но не достигают их космического размаха. В Музее истории искусств в Вене хранится серия картин Лукас, в большинстве своем горных пейзажей, как правило подписных и датированных. Четыре больших картины "Времена года" были исполнены для эрцгерцога Маттиаса в 1585-1587. На картине "Весна" изображено более 400 персонажей. Эта значительная серия принадлежит еще средневековой традиции, но она решена уже в духе пейзажей Патинира и Брейгеля. Правда, в отличие от них, Лукас подчеркивает анекдотичный характер сцен и выносит на первый план топографические особенности представленных местностей. Картина, изображающая евангельскую сцену "Исцеления бесноватых" (Брюссель, Кор. музей изящных искусств), является поздним произведением мастера. Составленная из мельчайших персонажей, сцена помещена в скалистый пейзаж, изобилующий живописными деталями; она написана в нюанстрованных тонах, насыщающих туманную атмосферу светом. На первом плане, следуя маньеристическим приемам, показан высокий мыс, скрывающий в своей тени сильно жестикулирующих мужчину и женщину. Другие произведения Лукаса, созданные между 1567 и 1596, представлены в музеях Амстердама, Брауншвейга, Копенгагена, Франкфурта, Мадрида, Майнца, Мюнхена и Парижа (Лувр), а также в Гос. Эрмитаже в Санкт-Петербурге ("Деревенский праздник" и "Гористый пейзаж").

Цитаты:

Лукас превосходный мастер, затейливый, наблюдательный, усердный. Он первоклассный техник. Лучшее, что им сделано - это маленькие пейзажики, украшенные занятными фигурками. Одна из его жемчужин хранится в Эрмитаже. Но и в больших картинах (сгруппированных, главным образом, в Венском музее) он обнаруживает себя поэтичным и умелым художником, и лишь соседство пламенных по краскам и сочинению произведений самого Брейгеля может вредить ему. Один из шедевров Валькенборха - это зима с рискованным эффектом падающего, вернее даже "валом валящего", снега. Фигурки Лукаса несколько условны, слишком аккуратно исполнены; в них уже есть та "округлость", которая становилась тогда модной в Нидерландах. Но придуман весь пейзаж чутким поэтом и большим знатоком жизни. Здесь перед нами уже определенный "вид", быть может, деревня где-нибудь около Линца, куда Лукас последовал за своим покровителем, эрцгерцогом Матиасом, и где он прожил до 1597 года.

Читать о Валькенборхе в тексте книги

Картины:

 

Лукас Валькенборх. Вид города Линца

Лукас Валькенборх. Пейзаж

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.