Том 2
История живописи
Партнёрские ссылки:

Венецианская живопись "Золотого века"
XII - Алессандро Моретто

2 - Правдоподобная живопись

 

Моретто не обладал богатой и разнообразной фантазией, и ему чужды те порывы вдохновения, которые так увлекают в произведениях Лотто и Романино. В его творении мы почти не встречаем трагических нот или сладостной чувственности167, но зато оно в целом грандиозно и исполнено сосредоточенной молитвенности. Ряд картин мастера производит впечатление, точно Моретто их писал целиком с чего-либо, бывшего перед его глазами, хотя сочиненность и их несомненна. Впечатление же это доказывает лишь, до какой степени художник усвоил себе формы, краски, оттенки и освещение действительности. В одинаковой степени это сказывается как в фигурах (Моретто был чудесным портретистом), так и в пейзажах, во всей обстановочной части его картин.

В связи со всем сказанным находится и изучение мастером природы. Куст в странной фреске "Пылающая купина" (перенесена из Casa Martinengo del Navarino в Брешианскую галерею) стоит особняком во всем искусстве XVI века. Чтобы найти подобные ему куски живописи, нужно обратиться к Гентскому алтарю Эйков, к фламандцам и голландцам XVII века, или же, перешагнув еще через два века, искать подобное внимание в передаче природы среди этюдов английских прерафаэлитов, нашего Александра Иванова и Беклина. Здесь творческий момент сказывается лишь в выборе мотива, в месте, уделенном ему в композиции, и в приведении всего к одному тону. То же самое можно сказать и относительно изумительной "декорации" в картине той же галереи "Рождество Христово", где передней кулисой служат три ствола, кора которых передана с почти фотографической точностью168.

В живописи архитектуры Моретто обнаруживает наибольшую близость к Тициану; в то же время именно в этой области он является и каким-то посредником между Тицианом и Веронезе169. В прелестной картине галереи Мартиненго "Св. Николай с детьми перед Мадонной" (1539 г.)170, в картине "Сошествие Св. Духа" той же галерей и в особенности в совершенно изумительном "Пире у Симона-Фарисея" (1544 г.?) в церкви Pieta в Венеции Моретто находит свои особые приемы архитектурных декораций, в одно и то же время и пышных и строгих, и условных и обладающих полным характером "правдоподобия". Возможно, что вычерчивал и разрабатывал эти архитектуры не он, а, по обычаю времени, кто-либо из его товарищей-специалистов; однако самые идеи были несомненно подсказаны Моретто, и, во всяком случае, живопись этих декораций и бесподобный их серебристый тон могут быть отнесены только к нему, а не к кому-либо другому. Рельефность последней из названных картин доходит до фокуса, до "диорамы", но при этом, благодаря тонко продуманным условностям в фигурах (например, в пропорциях их) и гармонии красок, все остается в пределах чистой художественности и внушительной стильности.

Лишь изредка Моретто так увлекало его мастерство в передаче видимости, что и он создавал вещи, грешащие против благородного вкуса. Так это случилось в образе брешианской церкви Сан-Кристо, на котором изображены святые Петр и Павел поддерживающими христианскую церковь. Здесь как будто художник задался целью в передаче отдернутой драпировки превзойти иллюзионное совершенство Савольдо и легендарного Парразия. Но этот "промах" (если только промах) получился не из-за того, что Моретто был подстрекаем какой-то недостойной "фокуснической хвастливостью", а руководило им желание сообщить картине совершенно убедительное правдоподобие, и в этом он лишь разделял воззрения, становившиеся общими в то время зреющего иезуитизма. В реализме церковных картин видели лучшее средство их воздействия на массы171.

Примечания

167 Ряд церковных образов Моретто в Брешии поражает некоторым однообразием. Недостаток "драматического нерва" позволял ему возвращаться к одной и той же теме, не внося в нее значительных композиционных изменений. Большинство этих "икон" изображает вверху - Богородицу на облаках, внизу - взирающих на нее, расставленных в ряд святых. Однако с другой стороны, нет все же такого образа Моретто, в котором он бы себе не ставил новой красочной задачи, и об одних этих задачах можно бы написать пространную книгу. Изощренность красочности в произведениях Моретто вредит даже иногда духовной силе их воздействия - эстетический момент преобладает над мистическим. Однако нужно думать, что сам художник видел в этой изощренности лишь средство заставить свое искусство служить ad majorem Dei gloriam. Некоторые из этих образов отличаются и новизной инвенции. Так, напр., прелестен в образе "Мадонна со святыми" в San Clеmente мотив ангелочков, занятых играми среди праздничных гирлянд, которыми украшена капелла, или мотив "оживших кариатид" в образе "Св. Маргариты" в San Francesco.

168 Необычайной изощренностью отличается подбор красок на этой картине: розовые одежды ангелочков, поющих, стоя на облаке, желтая и голубая краски одежды св. Иосифа, красная - повитухи, розовая и голубая - Марии, серебристо-серая - Св. Иеронима; все это на фоне серо-зеленоватого тона.

169 Композиция Моретто "Сошествие Св. Духа" в галерее Брешии родственна композиции с тем же сюжетом Тициана в венецианской Salute, но первая написана лет за двадцать пять до второй. С Тицианом Моретто несомненно должен был познакомиться еще в 1522 г., когда великий венецианец написал для Брешии свое "Воскресение".

170 И здесь восхитительны краски: зеленые оттенки на трех спасенных мальчиках, мутно-красная и золотистая - на Мадонне, серо-желтая - в архитектуре и, наконец, золото ризы св. Николая.

171 Абсолютной иллюзионностью отличается, несмотря на дурное состояние, образ "Св. Антония Падуанскаго" в Брешианской галерее.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.