Гойя Франциско
Краткая справка из БСЭ:
Гойя, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) Франсиско Хосе де(30.3.1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, — 16.4.1828, Бордо), испанский живописец, гравёр, рисовальщик. Сын мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Ок. 1769 отправился в Италию. В 1771, получив вторую премию пармской АХ за картину на тему из античной истории, вернулся в Сарагосу, где писал фрески в традициях позднего итальянского барокко (боковой неф церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771—72). Около 1773 Г. обосновался в Мадриде.
Цитаты:
...«просвещение» Вольтерова века, породившее в лице Гойи своего самого мощного и яркого выразителя, не оказалось спо¬собным умертвить в этом характерном сыне Испании его «чувства потустороннего». Гойя в одно и то же время и «антиклерикальный скептик-философ» и один из самых изумительных «визионеров», для которого между мирами видимым и «сокрытым» границ не существует.
После целого века летаргии испанская живопись снова пробуждается в лице Гойи83. Но самое это пробуждение не носит здорового характера; это не возвращение к прежней устойчивости и про стоте. Заснула испанская живопись под сенью впавшей в окончательное суеверие церкви; про снулась она под отдаленные раскаты приближа ющейся революции и под шепот тех учений, в ко торых гораздо больше места сомнению и отрицанию, нежели упова нию и утверждению.
Гойя в формах и красках остроумный «рассказчик», «вымысел и правда» смешиваются у него в одно слитное целое, но напрасно мы стали бы искать у мастера строгого изучения действи тельности и Веласкесовой «живописной глубины». Все в ранних работах Гойи — гениальная шалость, а ведь шалость есть, главным об разом, показатель недостаточного сознания.
Картины: