Гуc ван-дер Гуго

Краткая справка из БСЭ:

Гус (Goes), Хуго ван дер ок. 1435—40, Гент (?)) — 1482, монастырь Родендале, близ Брюсселя], нидерландский живописец. Работал главным образом в Генте, с 1475 в монастыре Родендале. Смело и оригинально развивал реалистические традиции нидерл. живописи 1-й половины 15 в., стремясь к единству драматического действия, к остроте индивидуальной характеристики персонажей (зачастую — людей из народа), к мужественной и яркой эмоциональности образов ("Поклонение волхвов", Эрмитаж, Ленинград; "Поклонение пастухов" — т. н. алтарь Портинари, около 1474—75, Гал. Уффици, Флоренция; "Поклонение волхвов" и "Поклонение пастухов" — в Картинной галерее, Берлин-Далем). Необычайно выразителен насыщенный холодный колорит произведений Г., проникновенно лиричны его пейзажные фоны ("Грехопадение", Художественно-исторический музей, Вена), остро характерны портретные фигуры заказчиков (в алтаре Портинари и др.). При этом у Г. сохранялись угловатость, ломкость ритма, условность пространственных и масштабных соотношений. В поздней картине Г. "Успение богоматери" (Муниципальная художественная галерея, Брюгге) образы приобретают крайне напряжённый, экстатический характер.

Цитаты:

Нечто подобное мы видели в дижонской картине "Флемаля", но как далеко ушел вперед от этого опыта предшественника Гуго ван дер Гус, работая над картиной, заказанной ему богачом-банкиром Портинари (представителем в Брюгге торговых дел Медичисов) и предназначенной для отсылки во Флоренцию. Возможно, что у самого Портинари Гус видел картины любимых Медичи художников: Беато Анджелико, Филиппо Липпи, Бальдовинетти. Возможно и то, что в нем заговорило благородное честолюбие показать Флоренции превосходство отечественного искусства. К сожалению, мы ничего не знаем о Гусе, кроме довольно подробного (но тоже сути не выясняющего) рассказа о его помешательстве и смерти.

Читать о ван дер Гусе в тексте книги

Можно спорить против тех, которые хотят выставить Гуса как художника, ушедшего вперед в смысле техники. Техника его слабее техники ван Эйка и даже Боутса и немногим лучше сухой техники "Флемаля" или Роже. В смысле знаний он даже отстал от века... Однако все это не играет никакой роли в общем эффекте грандиозного целого, дышащего глубочайшим проникновением в жизнь природы, людей и вещей.

Читать о ван дер Гусе в тексте книги

Картины:

Гуго ван-дер Гус. Пейзаж на правой створке алтаря Портинари (около 1470 г.) Галлерея Уффици во Флоренции

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.