Грез Жан-Батист

Краткая справка из БСЭ:

Грёз (Greuze) Жан Батист (21.8.1725, Турню, Бургундия, — 21.3.1805, Париж), французский живописец. Между 1745 и 1750 учился в Лионе у Ш. Грандона, затем в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. В 1755—56 был в Италии. Жанровые композиции Г. ("Деревенская помолвка", 1761, Лувр, Париж; "Паралитик, или Плоды хорошего воспитания", 1763, Эрмитаж, Ленинград) прославляли добродетели третьего сословия, что встретило энергичную поддержку Д. Дидро. Под влиянием культа чувствительности, свойственного сентиментализму, Г. наделяет своих героев трогательными побуждениями, проявляющимися с преувеличенным пафосом. Идеализация натуры в произведениях Г. приводит к слащавости образа (женские и детские головки); более реалистичны и жизненно-конкретны подготовит, рисунки и портреты ("Гравёр И. Г. Билль", 1763, Музей Жакмар-Андре, Париж).

Цитаты:

Грёз не выдерживает соседства со скромным Шарденом, и все его попыт ки оживления искусства привели на самом деле к некоторому его омертвению. У Грёза торжествует не романтическая стихия художе­ственного произвола, а принцип «ut poesis picture", что, в сущности, означает порабощение живописи литературой.

 Читать о Грезе в тексте книги

Сам Грёз при этом — одна из первых и одна из самых прискорбных жертв литературы. Мы знаем массу художников, которые, пожалуй, только тем интересны, что они рассказывают. За примерами недалеко ходить: большинство наших «передвижников» таковы. Грёз, напротив, по натуре — живописец Божьей милостью, одно из самых прекрасных колористических дарований, один из прирожденных «гениев техники». И вот когда констатируешь эти его достоинства, нельзя не оплакивать, что он свое искусство почти полностью отдал на дряблую и глуповатую «литературу», на иллюстрации элементарных прописей, на приторную и лживую чувствительность. Редкой из картин Грёза мы способны любоваться без чувства внутренней досады, а иногда оно даже переходит в отвращение. И это отвращение является инстинктивным протестом нашего вкуса против того «вандализма», который был совершен Грёзом по отношению к собственному таланту, им если не загубленному, то, во всяком случае, попранному.

Читать о Грезе в тексте книги

 

Картины:

 

Ж. Б. Грез Сломанный кувшин. Лувр. Париж

Ж. Б. Грез. Отец семейства, читающий библию

Ж.Б. Грез. Девушка

 

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.