Грюневальд Матиас

Краткая справка из БСЭ:

ГРЮНЕВАЛЬД, Матис (Grünewald, Mathis), наст. имя Нитхарт-Готхарт (Neithardt-Gothardt) Нитхардт, Нитхарт (Nithardt, Nithart), или Нейтхардт, Нейтхарт (Neithardt, Neithart), около 1505 назван Готхардт, Готхарт (Gothardt, Gothart), Матис (около 1470—75, Вюрцбург, Бавария, — 31.8.1528, Галле, Саксония-Анхальт) - немецкий живописец эпохи Возрождения. С 17 в. ошибочно назывался Грюневальд (Grünewald). Работал в Ашаффенбурге (Бавария), Франкфурте-на-Майне и Майнце (Гессен). В 1508—25 (или 1526) придворный живописец, художественный советник, архитектор и специалист-гидротехник майнцских архиепископов и курфюрстов. В 1525—26 подвергался преследованиям за сочувствие Крестьянской войне 1524—26 и возможное участие в ней на стороне восставших. Творчество Н. тесно связано с идеологией народных низов и мистическими ересями позднего средневековья, которые в канун Реформации в Германии наполнялись антифеодальным бунтарским содержанием. Исполненные страдания и боли образы Христа и подчёркнуто простонародные изображения святых проникнуты духом протеста. Соответствие творчества Н. трагической эмоциональной атмосфере эпохи, его революционизирующее воздействие достигались взволнованным и экспрессивным языком позднеготического искусства, развитого и обогащенного мастером применительно к новым, усложнившимся условиям времени. В центральных произведениях Н. — 9 частях Изенхеймского алтаря (1512—15, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция) — полные спиритуализма, трагические напряжения и безысходного отчаяния сцены страстей христовых ("Распятие") сменяются картинами, пронизанными экстатической радостью и ликованием жизни, пантеистическим восприятием природы ("Рождество"). Откровенно мистический образ Христа, как бы растворяющегося во вспышке яркого света ("Воскресение"), уступает место образам внутренне просветлённым, гармоничным, проникнутым гуманистическим началом ("Св. Себастьян"). Использование динамичной готической линии, мощных аккордов цвета на тёмном фоне в одних частях алтаря и нежных цветовых переходов, мягкой, почти акварельной техники — в других, достигнутое цветом впечатление прорыва в бесконечную глубину пространства открыли новые возможности живописи. В последующих работах Н. сказывается воздействие искусства итальянского Ренессанса, выразившееся в большей ясности и монументальности форм ("Штуппахская мадонна", 1517—19, приходская церковь, Штуппах; "Встреча св. Эразма и Маврикия", около 1518, Старая пинакотека, Мюнхен). В поздних произведениях Н. вновь обратился к теме страстей христовых и к языку позднеготической живописи ("Таубербишофсхеймский алтарь", 1523—24, Кунстхалле, Карлсруэ; "Оплакивание Христа", 1524—25, приходская церковь, Ашаффенбург). Сохранилось небольшое число рисунков Н., служивших большей частью подготовительными штудиями ("Кающаяся Магдалина", рисунок чёрным мелом, Собрание О. Рейнхарта, Винтертур). Они отличаются живописностью светотеневой моделировки, мягкостью исполнения, иногда предельной детализацией, иногда непринуждённой эскизностью.

Цитаты:

...необходимо, однако, совершенно выделить Матиаса Грюневальда. Во-первых, ничто не связывает его с Дюрером, и он совершенно самостоятельный мастер. Во-вторых, он еще более готик, нежели Дюрер, и в нем мы никаких следов ренессанса не найдем, не найдем даже тех проблематических следов, которые встречаются у Дюрера. К сожалению, Грюневальд - сплошная загадка. Мы не знаем ни года его рождения, ни года смерти и лишь с некоторой вероятностью можем считать, что он работал в Майнцской области в первой четверти XVI века. Из всех его произведений остался всего десяток картин и несколько рисунков. Но и этого достаточно, чтобы признать в нем поразительного гения и громадного, страшного художника, стоящего среди своего века каким-то одиноким утесом и выражающего душу своей эпохи с потрясающей силой. Быть может, если бы сохранилось больше его произведений, он мог бы, по значению в истории искусства, соперничать с самим Дюрером.

Читать о Грюневальде в тексте книги

Матиас Грюневальд, повторяем, - страшная фигура. Дюрер, и тот кажется рядом с этим порывистым, жестоким, не знающим ни в чем удержу художником, осторожным, благоразумным и размеренным. В Грюневальде все "спазм", все вопль души; иногда же в его искусстве начинают петь переливчатые гимны такой силы, такой звучности, что даже не знаешь, как относиться к ним: не то это разверзлись небеса, не то бесовский кошмар. На этом одиноком визионере мы впоследствии еще остановимся, теперь же обратимся лишь к внешнему характеру его творчества по раз нами принятой системе - рассматривая "сценарий" картин художника, его пейзажи.

Читать о Грюневальде в тексте книги

Потрясенный картинами Изенгеймского алтаря, спрашиваешь себя; да неужели это все, неужели нет продолжения, еще и еще подобных вещих слов? Что за загадка, что почти все остальное творение Грюневальда исчезло? Или же мастер всего только и написал то, что дошло до нас?

Читать о Грюневальде в тексте книги

Картины:

Матиас Грюненвальд. Мадонна, окруженная ангелами. Изеенгеймский алтарь в Кольмаре.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.