Гольбейн Ганс (мл.)

Краткая справка из БСЭ:

Хольбейн, Ханс Младший (около 1497—1498, Аугсбург, — между 7.10 и 29.11.1543, Лондон), сын Ханса Х. Старшего. Учился у отца. В 1515—26 работал в Базеле, создавая религиозные композиции (отмеченная строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы картина "Мёртвый Христос", 1521, Публичное художественное собрание, Базель; классически уравновешенный образ "Мадонна бургомистра Мейера", 1525—26, Дворцовый музей, Дармштадт), портреты, подчёркивающие в образах бюргеров черты внутреннего достоинства и энергии, а в образах гуманистов — черты сдержанной духовной силы ("Эразм Роттердамский", 1523, Лувр, Париж, и др.), живописно-декоративные произведения (фрески "Дома танца" в Базеле, не сохранились), графические работы (портретные рисунки, книжная графика, в том числе Иллюстрации к "Похвале глупости" Эразма Роттердамского, рисунки пером, 1515, Публичное художественное собрание, Базель). В 1524—26 исполнил серию рисунков "Образы смерти" (известна под название "Пляска смерти", изданы в 1538 в гравюрах на дереве Х. Лютцельбургера), представляющих аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. В 1526 уехал в Англию с рекомендательным письмом Эразма к английским гуманистам. В исполненных здесь портретах ("Астроном Николас Кратцер" и др.) Ханс Х. Младший достиг необычайной меткости социальных и психологических характеристик, особенно в портретном рисунке ("Т. Мор", серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок и др.). В 1528—32 — снова в Базеле, где создал рисунки к Библии (изданы в 1538 в гравюрах на дереве Х. Лютцельбургера, см. илл.). В 1532 возвратился в Англию (с 1536 придворный художник короля Генриха VIII), где написал ряд выдающихся живописных портретов: немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, Берлин- Даллем), французского посла Ш. Моретта (около 1534—35, Дрезденская картинная галерея), английской королевы Джейн Сеймур (1536, Художественно-исторический музей, Вена) и др.; выполнил несколько живописно-декоративных работ (росписи "Стального двора" в Лондоне, 1541—43, не сохранились, и др.). В историю искусства Ханс Х. Младший вошёл главным образом как автор портретов, знаменующих одну из вершин художественной культуры Возрождения.

Цитаты:

Младшего Гольбейна можно считать единственным великим художником, выдвинутым первым периодом северного возрождения, но его деятельность не имела всего того значения для Германии, которое она могла бы иметь, ибо с момента своего полного расцвета она протекла в Англии.

Читать о Гольбейне в тексте книги

Картины: 

Ганс Гольбейн-Младший. Мадонна Якоба Мейера. Дармштадтская галерея

 

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.