Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
XII - Адам Эльсгеймер

7 - Творчество Пуленбурга

Пуленбургу, одному из легиона учеников, обязанных Блумарту разносторонним и интенсивным образованием, "утрехтский патриарх" передал наиболее существенные черты своего искусства - чувство правды и тонкий вкус к изящному. Поездка Пуленбурга в Италию, знакомство с произведениями Эльсгеймера развили затем эти черты, и мастер вернулся на родину тем "голландским Анакреоном", тем "аркадийцем", каким он является в своих бесчисленных, разбросанных во всех галереях мира, несколько однообразных.

Пуленбургу вредит до сих пор тот успех, которым он пользовался при жизни и в течение всего XVII века. Это был "Альбани Голландии". Сам Пуленбург содержал мастерскую, в которой многочисленные ученики копировали под его наблюдением излюбленнейшие композиции, сходившие затем за произведения мастера. Кроме того, мириады "пуленбургских" картин созданы его последователями, ряды которых протянулись до самого XVIII века202.

Особенности Пуленбурга можно охарактеризовать внешними и внутренними признаками. Первые сводятся к превосходной "эмалевой" живописи, к точному рисунку фигур (всегда согласному с "натуралистическими" принципами), к ясной композиции, к чувству меры, к мягким, чуть холодноватым краскам, к определенному и в то же время нежному освещению, к отличному рисунку пейзажа, сложенному из мотивов Кампаньи. Внутренние признаки художника можно объединить под словом "аркадийское настроение". Время Пуленбурга было страшным временем, грозившим человечеству полным огрубением, и, вероятно, люди утонченные питали особую слабость к картинам мастера потому именно, что в них они находили свою собственную мечту о каком-то безмятежном существовании в приволье, среди ласковой природы, вдали от грохота сражений, в обществе приветливых пастухов и нимф. Пуленбург вместе с Альбани и Кастильоне были для XVII века тем, чем был Грез для XVIII века. Он выражал то, чего больше всего "хотелось" и что было дальше всего от реальности.

Соприкасаются с разобранной группой еще два художника того же периода голландской живописи, имеющие и некоторую связь с Эльсгеймером: Бартель Брэнберг203 и Леонард Брамер204. Оба художника достойны вполне быть зачисленными среди "маленьких мастеров". И формат их картин, и интимный характер их творчества, некоторые их недостатки (сухость первого и несколько дилетантская развязность у Брамера) - все это препятствует их зачислению в ряды более значительных живописцев. Но тем не менее "суховатый" Брэнберг дал чрезвычайно поэтичные и даже возвышенные картины римских руин, а "неряшливый" Брамер является, наряду с Ластманом, ближайшим предтечей Рембрандта, более даже близким к гению, ибо он уже предвещает не только одни "приемы сочинения" голландского Прометея, но и его тон - иначе говоря, как бы самую душу его творчества. В то же время тот и другой выдают во всем свое происхождение от Эльсгеймера, а Брамер, в частности, и от Караваджо. Но Брэнберг развил формулы своего прообраза в смысле передачи пространства, озаренного светом, а второй подчеркнул, напротив того, интимный характер творчества Эльсгеймера и сумел это сделать посредством удачного пользования светотенью. Брамер как бы разбил слишком сухую и определенную формулу освещения, унаследованного Эльсгеймером у Караваджо (Хонтхорст вполне подчинился ей); под кистью Брамера свет затрепетал, заискрился, и сразу получилось в этом нечто музыкальное. Рембрандту оставалось превратить эту "игру света" в магию - иначе говоря, совершить шаг от остроумного и тонкого открытия к гениальному откровению, от поэтической естественности - к сверхъестественному.

Примечания

202 В группе Пуленбурга более других заслуживают внимания: Daniel Vertangen (1598 или 1606-1657? гг.) из Гааги, известный также как автор небольших портретов, представленных в бытовой обстановке; Abraham Cuylenborch (до 1620-1658 гг.) из Утрехта, очень тонкий мастер, картины которого сходят обыкновенно за произведения его учителя (картины в Семеновском собрании, в Царском Селе); Rombout van Troyen из Амстердама; утрехтцы: Pieter Hattich, или Hattick (умер после 1665 г.), специализировавшийся на изображениях пещер (характерные картины в собрании Н. К. Рериха и в Академии Художеств), Jacques Mьler (середина века) и Jan van Haensbergen (1642-1705 гг.; в 1665 г. женится, в 1669 г. переселяется в Гаагу); наконец, два гаагских мастера: Dirk van der Lisse (16207-1669 гг.), исполнявший в течение трех лет обязанности бюргермейстера в Гааге, и Gerard Hoet (1648-1733 гг.).

203 Barthel Breenberg родился в Девентере около 1599 г.; в 1618 г. он переселяется в Амстердам, позже отправляется в Италию, где он попадает под влияние Бриля и эльсгеймеристов (самого Эльсгеймера Б. уже не застал); поселившись, по возвращении, в Амстердаме, он женится там в 1633 г. и постепенно приобретает большую популярность; с 1640 г. некоторые картины как будто обнаруживают влияние на Б. горячего колорита и широкой живописи Рембрандта; умер мастер в 1659 г. Картины Б. имеются в Эрмитаже, в Гатчине, в собрании графа Строганова, в Румянцевском музее в Москве, в музеях Мюнхена, Карлсруэ и многих других. Существует ряд оригинальных офортов мастера (руины Рима и мифологические сюжеты).

204 Leonard Bramer родился в Дельфте около 1595 г.; в 1614 г. совершил путешествие через Францию в Италию (в Риме он работал для Марио Фарнезе); в 1624 г. он вернулся, но лишь в 1629 г. зачислен мастером в дельфтскую гильдию; в лице принца Фридриха-Гейнриха и графа Иоганна-Морица Нассауского он нашел себе покровителей; для одной из дельфтских корпораций Б. исполнил фрески: умер мастер 10 февраля 1674 г. в Дельфте. Картины причудливого художника находятся в музеях Вены ("Суета" и "Тщета"), Амстердама, Аугсбурга, Брауншвейга, Карлсруэ, Лилля, Майнца (1636 г.), Мадрида ("Горе Гекубы", 1630 г.), Стокгольма. Очень интересны и офорты художника, которого можно считать предшественником не только Рембрандта, но и Гойи.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.