Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
XII - Адам Эльсгеймер

6 - Николас Корнелис Муйарт. Корнелис Пуленбург

Несколько большая свобода, сказывающаяся уже в Пейнасах и в поздних картинах Ластмана и Уйтенбрука, усиливается в творчестве амстердамского художника Клааса Муйарта197, относительно которого остается под сомнением, побывал ли он в Италии или нет. Но в дни сложения личности Муйарта, бывшего лет на пятнадцать моложе Ластмана, и не было абсолютной необходимости побывать в Италии для того, чтобы иметь представление об итальянской природе, об итальянском искусстве и, в частности, о живописи Эльсгеймера: в таком обилии ходили по рукам гравюры с видами итальянских местностей и писались "итальянские" картины художниками, не покидавшими улиц Гарлема и Амстердама. Связь Муйарта с Эльсгеймером, во всяком случае, настолько велика, что относительно некоторых картин, считающихся работами последнего, теперь возникли сомнения: не работы ли они голландского мастера, если и побывавшего в Италии, то в такие годы, когда Эльсгеймер был уже в могиле (в год смерти Эльсгеймера Муйарту было около десяти лет). Иногда Муйарт подходил ближе к Рембрандту, нежели Ластман, и в этом хотят видеть следы влияния более юного мастера на своего старшего собрата198. Однако, на самом деле черты "рембрандтизма" в искусстве Муйарта проще объясняются естественным развитием все тех же формул римского "натурализма"199. При этом стали с большей силой проявляться не столько задачи композиции, драматизма, экспрессивности, сколько задачи света, уже поставленные себе Эльсгеймером. Превосходная картина Эрмитажа "Бегство Клелии" (1640 г.) служит подтверждением такого влияния на Муйарта Рембрандта, тогда как самая резкость красок и противопоставление света факелов свету луны должны наводить, без всякой натяжки, на сравнение этой картины с картинами Караваджо и, опять-таки, Эльсгеймера. Эта картина Муйарта напоминает еще некоторые произведения фламандца Иорданса, но ведь и последний питал самые восторженные чувства к главе итальянского натурализма.

Бартоломео Бренберг. Проповедь Иоанна Крестителя. Метрополитан музей искусств. Нью-Йонрк.
Несколько обособленной от предыдущих художников представляется группа голландских эльсгеймеристов с утрехтским уроженцем Корнелисом Пуленбургом во главе200. Этот мастер посетил Италию после основательной выучки на родине под руководством того из художников, которого, рядом с переселенцами-фламандцами, рядом с портретистами и рядом с эльсгеймеристами, следует считать за настоящего основателя голландского реализма, за одного из победителей маньеристской схоластики, - Абрагама Блумарта. Великий педагог, к которому мы еще вернемся, был первым голландцем, начавшим бороться с вычурой и обращаться к натуре не только в стенах "натурного класса", но и в полях, на дюнах, на задворках деревень, на опушках рощ201.

Примечания

197 Claas Cornelisz Moyaert, или Moeyart, родился в Амстердаме (?) до 1600 г.; уже в 1618 г. значится членом риторической камеры "Jn liefde bloyende"; Италию мог посетить до 1620 г.; в амстердамскую гильдию записан в 1630 г.; в 1638 г. руководит украшением города по случаю торжественного въезда королевы Марии Медичи: умер мастер после 1659 г. Замечательно, что три из лучших учеников Муйарта - Ян Батиста Вэникс, Н. Берхем и Я. в. д. Дус - принадлежат к группе "итальянских голландцев". Картины М. украшают музеи Эрмитажа (упомянутая в тексте "Клелия", "Встреча Иакова с Исавом" и в составе Семеновского собрания "Обрезание сына Моисеева", 1639 г.), Амстердама ("Групповой портрет старшин богадельни", 1640 г., "Выбор жениха" и две другие), Дрездена, Caen в Нормандии ("Воздержание Сципиона", 1643 г.), Берлина ("Одиссей и Навзикая", "Вакханалия" и "Руфь"), Брауншвейга ("Призвание Матвея", 1659 г.), Нюрнберга ("Плодородие" во вкусе Уйтенбрука, 1624 г.), Гааги ("Триумф Силена", 1624 г.), Шлейсгейма (1652 г.), Стокгольма (1631 г.).

198 То же мнимое влияние Рембрандта на своих старших собратьев хотят видеть в поздних произведениях Брамера, Адриана в. д. Венне и др.

199 Связь Муйарта с искусством Караваджо определенно устанавливается картиной в Амстердамском музее "Выбор жениха".

200 Cornells van Poelenburgh, или Poelenborch, "Brusco", или "Satiro", родился в Утрехте около 1586 г.: уч. Абр. Блумарта; жил в Риме и во Флоренции с 1617 по 1622 гг., пользуясь покровительством герцога Тосканского; был знаком с Рубенсом; в 1637 г. жил в Лондоне; в 1649, в 1656-1658 и в 1664 гг. исполнял должность старшины утрехтской гильдии; умер мастер в Утрехте 12 августа 1667 г. - Картинами Пуленбурга изобилуют все музеи Европы и многие частные собрания. Наиболее значительные произведения находятся в Амстердаме, в Эрмитаже, в Дрездене, в Гэмптон-Корте (портреты детей "Зимнего короля"), в Вене, в Париже, в Утрехте, в собрании кн. В. Н. Аргутинского. Среди учеников Пуленбурга встречаются: G. u. Jan Gr. Bronkhorst, Abr. v. Cuylenborch, J. v. Haensbergen, Dirk v. d. Lisse, Cornelis Palmer, Warnard v. Ryssen, Willem v. Staenree, Daniel Vertangen, Francis Verwilt, C. Willaerts; среди его подражателей можно еще назвать Toussaint Gelton, P. Hattich, G. Hoet, Rеgnier v. d. Laeck.

201 Дальше Франции Блумарт не ездил и в оригиналах едва ли видел что-либо значительное из произведений итальянцев.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.