Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
XII - Адам Эльсгеймер

4 - Питер Ластман и другие "Эльсгеймеристы"

Якоб Эрнст Томан фон Хагельштейн188 известен как искусный подражатель Эльсгеймера, манеру которого он перенял в совершенстве. Очень возможно, что ряд картин, считающихся теперь за второстепенные произведения самого Эльсгеймера, являются работами этого его ученика. Сохранились сведения, что в Риме, Неаполе и Генуе было много его произведений, и это вполне возможно, так как Томан пробыл в Италии пятнадцать лет. Не ему ли, например, принадлежат прелестные картины Неаполитанского музея с эпизодами из "Истории Дедала", считающиеся работами самого Эльсгеймера? Позже мастер жил в Линдау, на своей родине, бросив искусство и получив место имперского провиантмейстера.Немало эльсгеймеровских черт мы найдем у Маттэуса Мериана, знаменитого путешественника, иллюстратора, родоначальника целой художественной династии и издателя, основавшего одну из крупнейших фирм книжного дела, которая просуществовала около ста лет189. Мериан должен интересовать не только в качестве достойного преемника топографа Гуфнагеля и хроникера современной истории, но именно и в качестве "Эльсгеймериста", создателя прелестных иллюстраций пейзажного характера (частью к библии), из которых несколько обнаруживают плагиаты с итальянских мастеров, но значительная часть все же выдает тонкое чувство природы и искание настроения.

Эглон ван дер Нир. Паторальный пейзаж.
Среди голландцев-эльсгеймеристов особенно значительным представляется Питер Ластман190, не столько потому, что сохранилось сведение о кратком пребывании Рембрандта учеником в его мастерской, сколько потому, что, действительно, произведения гениальнейшего из голландцев выдают сильную зависимость его от Ластмана. Одна из главных особенностей Рембрандта - его натуралистический подход к темам религиозным и историческим - есть не что иное, как развитие и "возведение в высшую степень" той же черты Ластмана, унаследованной им от Эльсгеймера и от Караваджо. У Ластмана мы видим, как все направлено к тому, чтобы придать изображенным событиям характер увиденного в действительности и непосредственно списанного с натуры. Грубоватый голландец заходил при этом гораздо дальше своего прототипа - "натуралиста" Эльсгеймера. Многие картины Ластмана прямо отталкивают своей нарочитой тривиальностью. У него библейские патриархи превращаются в грузных, грязных торгашей, античные герои и боги - в неповоротливых голландских мужиков. Но своей цели он все же при этом достигает. Нет большего контраста, нежели тот, что существует между искусством Ластмана и искусством его непосредственных предшественников на родине - Геррита Свэлинка и "голландского Рафаэля" Корнелиса Гарлемского: насколько последнее кажется напыщенным, настолько искусство Ластмана, при всей своей грубости, представляется простым, искренним, неуступчиво "честным".

Совершенно к Эльсгеймеру Ластман примыкает в пейзаже. Это те же схемы, то же освещение, та же внимательная, тщательная, плотная и все же не замученная, довольно свободная техника. Подобно своему римскому образцу, Ластман любит ставить в фоне композиции ряды отвесных скал, увенчанных купами деревьев и античными (преимущественно круглыми) храмами. Первые планы Ластман заставляет кулисами, в которых он выписывает все детали, листья, борозды на коре, скалистые пласты. Все это делается с "аппетитной", чисто германской методичностью, без намека на итальянское виртуозничанье. Строго с натуры списаны у него и животные, которые даже у Руланта Саверея имеют еще характер схем, заимствованных из зоологических сборников. Разумеется, пейзажи и вообще "постановки" Ластмана сочинены, и многое в них выдает даже некоторую рутину. Но в свое время все это было менее заметно, и, наоборот, в картинах мастера поражало преобладание правдивости над условностью. Ластман был безусловно знаменитейшим художником Голландии первых десятилетий XVII века, и это вполне станет понятным, если мы постараемся окунуться в ту среду, среди которой он работал и в которой его искусство производило определенное впечатление какой-то проповеди во имя правды.

Примечания

188 Thoman von Hagelstein родился, согласно Зандрарту, в 1588 г.; в 1605 г. поехал в Италию, пробыл там пятнадцать лет и вернулся на родину, не переставая оплакивать потерю Эльсгеймера.

189 Matthдus Merian принадлежал к старой базельской патрицианской семье. Он родился 25 сентября 1593 г.; ученик, в 1609 г., Дитриха Мейера в Цюрихе (умер в 1658); в 1613 г. юный художник уже приглашен к лотарингскому двору в Нанси, где он знакомится с Калло; после нескольких лет пребывания в Аугсбурге и в Штутгарте, М. отправляется в Нидерланды, а на обратном пути, во Франкфурте? он входит в сношения с Т. де Бри; в 1618 г. М. женится на дочери последнего, и это удерживает мастера от поездки в Италию; в 1619 г. М. возвращается в Базель; в 1624 г. он издает "Novae regionum delineationes" и в том же году переселяется в центр книжного дела в Германии - во Франкфурт (гражданин с 1625 г.); в 1640 г. он становится полным хозяином издательской фирмы своего тестя; в 1645 г. умирает его горячо любимая жена, что, однако, не мешает в 1646 г. М. вступить в новый брак; умер мастер 19 июня 1650 г. - Из остальных членов фамилии Мериан заслуживает особого внимания искусный портретист и гравер Маттэус М. Младший (1621-1687 гг.), пользовавшийся советами Зандрарта (с последним М. отправился в 1637 г. в Нидерланды; с 1640 по 1642 г. он совершает самостоятельное путешествие по всей Европе; в 1652 г. женится на Антуанетте Бартельс). Сын Маттэуса-Младшего, живописец Иоганн Маттэус (1659-1716 гг.), состоял тайным советником при дворе курфюрста Майнценского. Дочь Иоганна, Шарлотта Мария, унаследовала фирму Мериан (она была замужем за архитектором Эозандером фон Гете, совершенно разорившим дело). Наконец, известная на весь мир Мария Сибилла М. (1647-1717 гг.), дочь старшего Маттэуса, ученица Абрама Миньона, славилась своей живописью цветов и насекомых, а также своим путешествием в Суринам (1686 г.). Младшая дочь Сибиллы, также специалистка по живописи цветов, бывшая замужем за портретистом Гзелем, состояла на службе при нашей Академии Наук и умерла в Петербурге в 1745 г. - Топография Мерианов, состоящая из 30 томов, начала выходить в 1642 г. и закончилась в 1688 г.: Библия с иллюстрациями М. вышла в (Страсбурге в 1630 г. Кроме того, Мерианами издан род современной хроники - "Theatrum Europeum" - и все возможные отдельные гравюры.

190 Pieter Lastman родился в 1583 г. в Амстердаме; сын зажиточного бюргера Pietera Zeegersz, исполнявшего до 1578 г. обязанности городского комиссионера (он лишился этой должности, по всей вероятности, из-за приверженности к католицизму); ученик Gerrita Sweelinck, который, в свою очередь, был учеником Корнелиса Гарлемского; в год издания книги ван Мандера (1604 г.) юноша находился уже в Италии и "подавал надежды"; в 1605 г. он уже, вероятно, был снова на родине (в 1607 г. это подтверждается документами); в 1617 г. к нему поступает "будущий" приятель Рембрандта - Ливенс; в 1618 г. мастер упомянут среди имен знаменитых амстердамских живописцев в сочинении Т. Роденбурга; в 1619 г. он дает свое заключение при экспертизе о достоверности одной картины Караваджо (экспертизой копии с Караваджо он занят и в 1630 г.; последняя была исполнена подражателем Караваджо Lovys Vincon из Брюгге, более известном под прозвищем "Lodovicus Finjonius", 1580-1618 гг.; картины этого мастера в Эксе, Арле, Неаполе); сведение, что в 1619-1620 гг. Ластман работал в Копенгагене, ныне не встречает доверия, однако известно, что он написал три картины для датского двора, при котором работали, кроме того: Рейнгард Тим, Вернер Валькерт, Абр. Вухтерс, Карл ван Мандер-младший (внук историка), Бернгард, Кейль и Вольфганг Хеймбах - все мастера, принадлежащие к натуралистическому течению; когда именно Рембрандт был учеником Л., неизвестно (квитанция 1627 г. считается ныне подделкой), с 1628 г. Л одержим недугом: в 1632 г. им составлена интересная опись своего имущества, в которой упоминаются - три картины Муйарта, "Четыре евангелиста" Иорданса, портрет Гольциуса и ряд произведений самого мастера. Умер Л. 4 апреля 1633 г. Произведения художника украшают музеи Эрмитажа, Берлина, Роттердама (1608 г), Амстердама (мотив, взятый у Караваджо), Бремена (1613 г.), Булони, Мюнхена (1620 г.), Стокгольма (1630 г.) и собрания В. А. Щавинского в Петербурге, Люрман в Бремене и др.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.