История живописи
Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
XII - Адам Эльсгеймер
3 - Пейзаж Эльсгеймера. Ученики и последователи
От Эльсгеймера лучи искусства правдивого и поэтичного пошли во все стороны. Немного из этих лучей досталось родине Эльсгеймера - Германии, бившейся в то время в страшных судорогах Тридцатилетней войны и совершенно замершей в художественном смысле. Именами Саломона Кенига, Николауса Кнупфера, Маттэуса Мериана и Томана фон Хагелынтейна исчерпывается ряд его немецких последователей, причем мы должны еще иметь в виду, что Мериан был скорее швейцарцем, а Кнупфер, как кажется, познакомился с формулами искусства Эльсгеймера уже в бытность свою в Голландии. Немногочисленны последователи Эльсгеймера во Фландрии и во Франции, но зато среди них мы встречаем несколько имен, принадлежащих к величайшим: Рубенса185, Тениерса-Старшего, Пуссена, Клода Лоррена. Больше же всего обязана Эльсгеймеру голландская школа - и не только появлением целой отдельной группы "эльсгеймеристов". Мы усматриваем несомненное влияние немецкого художника на величайшем представителе голландской школы, на Рембрандте, и, кроме того, черты эльсгеймеровского творчества можно проследить на произведениях почти всех ранних голландских пейзажистов, с братьями ван де Вельде во главе. Именно это влияние сообщило голландскому пейзажу и твердые основания натуралистической системы и какое-то "благородство восприятия", которое вообще отличает живопись XVII века в северных Нидерландах от того несколько "провинциального" характера, который был присущ ей в XVI веке186.
Об ученике Эльсгеймера, Кениге187, можно иметь довольно полное представление по его картинам в Сиенской галерее: суховатым, отличающимся чрезмерно тонкой, "филигранной" живописью и светлыми рыжевато-оливковыми, очень условными красками. Впрочем, две из этих картинок обнаруживают в Кениге настоящее понимание поэзии: та, на которой изображен восход солнца на море, и "Хождение св. Петра по водам". Особенно интересна последняя: справа, над рядами волн, бегущих от лодки с учениками Христа, высится почти черная кулиса скалистого берега с башней и деревьями; слева, над гладкой поверхностью моря, имеющего скорее вид реки, поднимается луна, отражающаяся в воде (тот же эффект, что у Эльсгеймера в "Бегстве в Египет"); сидящие в лодке освещены фонарем и жаровней, у которой они греются. Борьба света, идущего из разных источников, и на сей раз подчеркивает происхождение "эльсгеймеровской школы" из натурализма Караваджо.
3 - Пейзаж Эльсгеймера. Ученики и последователи
4 - Питер Ластман и другие "Эльсгеймеристы"5 - Помощники Ластмана6 - Николас Корнелис Муйарт. Корнелис Пуленбург7 - Творчество Пуленбурга185 Сохранилось, между прочим, известие, что Рубенс, в бытность свою в Риме, неоднократно выручал Эльсгеймера, платя его долги. Четыре картины Эльсгеймера упомянуты в описи имущества Рубенса.
186 Меньше всего остались затронутыми Эльсгеймером Италия и Испания. Однако некоторые черты, проистекающие как будто все из того же источника, мы как раз находим в творчестве самых жизненных художников Италии - у Фети, у Кастильоне и у Розы, и столько общих черт имеется между искусством испанских пейзажистов - Орренте, Коллантеса и Ириарте и искусством Эльсгеймера, что опять нельзя это сходство ставить на счет одного случая. Историк немецкого искусства Иоахим Зандрарт утверждает, что весь Рим был в те дни полон разговорами об искусстве Эльсгеймера. При этом, однако, вероятно, он имеет в виду уже тот период, когда самого Эльсгеймера не стало, а печальная его судьба способствовала созданию в среде художников "культа Эльсгеймера". Сам Зандрарт посетил Рим значительно позже смерти своего соотечественника, но с искусством Эльсгеймера он мог познакомиться еще во время своей поездки по Голландии, где он застал в живых бывшего друга великого художника, кавалера Гоудиа. В самом Риме Зандрарт навестил вдову Эльсгеймера, которую он называет римлянкой.
187 Johannes Kцnig родился около 1600 г.; возможно, что он происходил из Аугсбурга, возможно, что его кисти принадлежат картины в "зале суда" аугсбургской ратуши; умер мастер в 1665 г. Кроме упоминаемых картин в Сиене, мастеру принадлежат четыре картины в Венской галерее ("Времена года"), миниатюра в мюнхенском Kupferstichkabinete ("Орфей"), помеченная его именем и "Rom, 1613", нему же приписывался расписанный агат в библиотеке Упсалы.