Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
XII - Адам Эльсгеймер

5 - Помощники Ластмана

К. Пуленбург. Диана и Каллисто. Императорский Эрмитаж
Помощниками Ластмана в этой пропаганде "натурализма эльсгеймеровского порядка" в Голландии явились - друг Эльсгеймера кавалер Гоудт, воспроизведший в тончайших гравюрах на меди несколько картин Эльсгеймера, привезенных им из Рима191, а также уроженец Гааги Мозес Уйтенбрук192, уроженец Дордрехта Дирк Даленс193, уроженец Лейдена (еще один из предполагаемых учителей Рембрандта) Иорис Схоутен194, уроженцы Амстердама братья Пейнас195 и лейпцигский уроженец Николаус Кнупфер196. В их творчестве мы снова встречаем те же черты неуступчивого реализма (лишь у Пейнасов с более элегантным "фламандским" оттенком) и особенно те же приемы эльсгеймеровского пейзажа. Характерно, что все эти художники и после возвращения в Голландию продолжают писать римские мотивы - скалы Палатина, круглый храм Весты в Тиволи, портики и гроты - и населяют эти декорации фигурками, разыгрывающими эпизоды из мифологии. Эти черты не препятствуют, однако, тому, чтобы их картины "учили правде". Все у них выдает внимательнейшее изучение природы (местами даже ее рабскую копию), а сами их боги и герои не могут скрыть свое происхождение из деревень Северного Брабанта и Гельдера.

Примечания

191 Hendrick Goudt, носивший почетный титул палатинского графа, родился в Утрехте, вероятно, в 1580-х гг.: неизвестно, кто был его учителем в граверном искусстве (возможно, что старший Криспен де Пасс); в 1608 г. появляется уже прекрасный офорт Гоудта с Эльсгеймера: "Церера"; и не менее хороши офорты "Юпитер у Филемона" и "Аврора". Картин Г., о которых упоминает Гоубракен, не сохранилось; закончил жизнь мастер помешанным около 1624 г. (говорят, его отравила любовным напитком женщина).

192 Moses van Utenbroeck, или Wtenbroeck, родился около 1590 г. в Гааге; был в Риме, вернулся в 1612 г.; в 1620 г. поступил в гильдию, деканом которой он значился в 1627 и в 1633 гг.; умер в 1643 г. Картины раннего периода У. обнаруживают явное влияние Эльсгеймера, позже сильнее проглядывают общие черты с Пуденбургом. Наиболее характерные произведения У. находятся в Касселе, Брауншвейге, Копенгагене, Вене, Праге ("Бахус и Ариадна"), Аугсбурге, Флоренции, Царском Селе, в музее петербургской Академии Художеств и в Эрмитаже (в составе Семеновского собрания две картины: "Эвридика" и "Поезд Бахуса", 1625 г.). С Уйтенбрука гравировал Ян ван де Вельде; существуют и собственноручные офорты мастера.

193 Dirk Dalens I родился в Дордрехте около 1660 г.; по возвращению из Италии по селился в Гааге; пользовался поощрением принца Фредерика-Генриха; умер в 1676 г. Из произведений его назовем: "Пейзаж" в Амстердамском музее (в сотрудничестве с Уйтенбруком), "Пейзаж" в Брауншвейгской галерее (1635 г.), "Аполлон пасет стада Адмета" - картину, поступившую в составе Семеновского собрания в Эрмитаж (Даленсу же приписывается и другая картина из того же собрания: "Иуда и Фамарь")

194 Joris van Schouten, или Verschouten, родился в Лейдене около 1587 г., умер там же в 1651 г.; ученик Е. v. d. Maes (или Everta Crynsz v. d. Maes); в 1617 г. женится в Лейдене; существует предположение, что он был учителем Ливенса, Рембрандта и Абр. в. д. Темпеля. - Из картин упомянем: "Поклонение волхвов" (1646 г.) в Амстердамском музее, 8 портретов корпораций (1626, 1628 и 1650 гг.) и очень интересную аллегорию на "Чуму" (1643 г.) в Лейденском музее

195 Jan, старший из двух братьев Pynas, родился в Амстердаме в 1581 г.; предполагаемый ученик Эльсгеймера в Риме; умер в Амстердаме в 1631 г. - Jacob Pynas родился около 1595 г., умер в Дельфте после 1639 г. - Картины старшего брата, изящного, но довольно еще примитивного мастера, встречаются в музеях Гааги, Ашаффенбурга, Эрмитажа (в состав Семеновского собрания вошли: "Проповедь св. Иоанна Крестителя", приписываемая и младшему Пейнасу, а также "Одиссей и Навзикая", подписная картина 1630 г.); особенно значительна картина, бывшая в собрании графа П. П. Шувалова: "Иаков узнает о смерти Иосифа", помеченная 1618 г. - Гоубракен утверждает, что Якоб Пейнас был одно время учителем Рембрандта; подписная картина мастера имеется в Амстердамском музее ("Апостол Павел в Листре", 1628 г.).

196 Nicolaus Knupfer родился в Лейпциге в 1603 г. (по другим, едва ли верным сведениям, в 1603 г. он уже был учеником Эм. Ниссена); художественное образование К. завершил под руководством А. Блумарта в Утрехте (в 1630 г.); в 1637 г. временно принят там же в гильдию; умер, вероятно, в Утрехте в 1660 г. Его учениками были: Я. Стэн, Ари де Войс и Фр. Миерис. - Картины К. можно видеть в музеях Эрмитажа ("Царица Савская", "Авессалом и Фамарь" из собрания П. П. Семенова), Амстердама ("Цинциннат"), Брауншвейга ("Идолопоклонство Соломона"), Дрездена ("Портрет семьи художника, занятой музыкой"), Касселя ("Деяния милосердия") и Копенгагена ("Павел перед Фестом"). В Мюнхенской Пинакотеке имеется очень тщательная копия мастера со знаменитой в свое время (ныне утерянной в оригинале) картины Эльсгеймера "Contento" ("Погоня за счастьем"). Такая же копия в большую величину имеется в Шверинском музее; последняя подписана: "N. Knupfer, 1651"; Шли склонен считать ее за самостоятельную работу мастера.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.