Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Нидерландская живопись в эпоху ренессанса
VII - Пейзажисты

1 - Общий обзор художников

Давид Винкбоонс. Рыбная ловл. Гравюра Фишера (фрагмент)

Мы уже имели случай изучить творчество ряда Нидерландских художников XVI в., специализировавшихся на пейзаже. Но интересовали нас тогда лишь те мастера, в которых продолжали жить традиции средневекового искусства. За центральную фигуру мы приняли "последнего гениального готика" Питера Брейгеля и обращались затем к тем, кто так или иначе его предвещает или к нему подходит. Теперь нас должен интересовать вопрос: кто из художников обновил нидерландский пейзаж согласно новым художественным идеям, проникшим из Италии и явившимся двигателями ренессансной культуры?

Ганс Боль. Рубка леса (ноябрь). Гравюра А. Колларта
Сначала, однако, укажем еще на тех художников, которых мы в предыдущих главах не коснулись и которые могли бы быть зачислены в одну категорию с Валькенборхом или Гасселем78. Здесь на первых местах стоят три мастера: мехельнский уроженец Ганс Боль и два художника, относящиеся к антверпенской школе: Гиллис Мостарт и Иорис Гуфнагель. Первый и второй служат соединительными звеньями между "деревенской поэзией" Питера Брейгеля и всем тем посвященным деревне искусством, которое пышным цветом распустилось в творчестве нидерландцев XVII в. с братьями Остаде и Зильберехтсом во главе. Что же касается творчества великого путешественника Гуфнагеля, то оно явилось подготовительной стадией для творчества таких художников, как Ян Брейгель или Момпер, и всех тех голландцев и фламандцев, которые наблюдениям тихой родной природы предпочитали изучение "вселенной" и глаз которых жаждал широко раскинувшихся панорам и причудливых горных контуров.

Ганс Боль79 отличается от Валькенборха и Питера Брейгеля тем, что его искусство, оставаясь в той же сфере сюжетов, получило более интимный характер. И он не чуждается панорам и как раз любит щеголять кропотливой выпиской еле уловимых далей в своих прелестных миниатюрах80; однако более характерны для Боля изображения жизни на городских и деревенских улицах. Особенно прелестны гравюры Колларта с его "Серии месяцев", передающие с удивительным чувством уюта то, что характерно для каждого времени года: маскарады и катанье на коньках, посадку деревьев и разведение цветов, сенокос и жатву, сбор винограда и рубку деревьев. Ганса Боля отличишь от родственных ему художников Валькенборха и Гриммера81 тем именно, что он более "уютен", нежели они, тем, что в его произведениях больше теплоты, больше того самого чувства, за которое мы так любим Гойена и Исаака ван Остаде.

Браун Хогенберг. Раскрашенная гравюра из книги "Civitates orbis terrarum"
Гиллис Мостарт, ученик "Босхиста" Мандейна и племянник знаменитого в свое время, а для нас все еще недостаточно выясненного голландца Яна Мостарта, подходит - в своих деревенских пейзажах - к Гансу Болю, а в картинах, на которых преобладает фигурный элемент (процессии или кермесы), - к Беклару, отчасти к Питеру Эртсену. Наконец, в некоторых своих фантастических пейзажах Гиллис предвещает Яна Брейгеля и Бриля82.

Примечания

78 Родился в Гельмонте до 1510 г., умер в Брюсселе в 1565 г. Из его четырех известных нам пейзажей (1538, 1542, 1544 и 1548 гг.) особенно хорош последний в Венской галерее. Пейзажи Гасселя по типу сходны с панорамными пейзажами Патенира и Блеса, но они более воздушны, мелочно выписаны и отличаются буро-желтоватым тоном.

79 Hans Bol родился 16 декабря 1534 г. в достойной семье мехельнских граждан. Первые наставления в живописи он получил от незначительного художника и для пополнения своего образования отправился в Гейдельберг; больше всего, впрочем, он обязан самому себе. В 1560 г. Боль поселяется в Мехельне, но, потерпев разорение во время испанского разгрома 1572 г. он бежит в Антверпен, где принят в гильдию в 1574 г. (и граждане в 1575 г.). Здесь он создает, между прочим, книгу, полную изображений зверей, птиц и рыб (о чем надо вспомнить, обратившись к изучению искусства ученика Боля - Руланта Саверей). В 1584 г. Боль переселяется в Голландию - сначала в Дордрехт, затем в Дельфт, а около 1591 г. в Амстердам. Умер Боль 20 ноября 1593 г. в Амстердаме. С него гравировали: Галле, Заделер, Колларт, Гольциус, Кр. де Пасс, Питер в. д. Гейден, Николай де Бруин, Пером Кок.

80 Лучшие из этих миниатюр собраны в Берлине, в Копенгагене и в Праге. За миниатюры Боль, по уверению Мандера, принялся, чтобы избавиться от конкуренции художников, копировавших его масляные картины: мастер сознавал, что в тонкости исполнения миниатюр он неподражаем. Из масляных картин Боля заслуживают упоминания: большой и красивый в тоне панорамический пейзаж в Брюссельском музее и прелестная "Зима" в Берлинском музее. Была сделана попытка поставить в связь с последней картиной пейзаж, украшающий петербургское собрание гр. Голенищева-Кутузова.

81 Jacques Grimmer, или Grimer, родился в 1526 г., умер весной 1590 г.: ученик Габриэля Боувенса и Матиаса Кока. Ван Мандер отзывается о его пейзажах с большой похвалой. Картины мастера мы встречаем в антверпенской ратуше, в Венском музее, в пражском Рудольфинуме. Абель Гример (около 1570-до 1619 г.), сын и ученик Жака, был и превосходным архитектором.

82 Gillis Mostaert "Sinapius" родился около 1534 г. в Гульсте близ Антверпена; ученик Мандейна; в 1554 г. записался в антверпенскую гильдию, в 1564 г. женился на Маргарете Бэс, от которой он имел пять дочерей и пять сыновей (младший, также носивший имя Гиллис, был зачислен в гильдию в 1612 г.). Насколько видным было положение художника, можно судить по тому, что в 1589 г. Гиллису, вместе с Амбр. Франкеном и Рейкеном, поручается сделать художественную оценку картины Рафаэля Коксие. Умер Гиллис 28 декабря 1598 г. в Антверпене, не оставив своей семье никакого наследства. Ван Мандер и К. де Би рассказывают ряд анекдотов об остроумных и смехотворных проделках, рисующих веселый нрав художника. Из картин мастера назовем: "Ессе Homo" (в декорации антверпенской городской площади, 1561 г.), два пейзажа, из которых один с "Бегством в Египет" в Стокгольме (1573 г.), "Ярмарка" в собр. Ностиц в Праге (1579 г.), "Деревенский праздник" в Венском музее (1583 г.; "Праздник в Гобокене" в Бременском музее (1589 г.). Не следует ли Гиллису отдать и картину, считающуюся работой Gоеtkindta (1540 г.; 1561 г. мастер в Антверпене; умер в 1583 г.), в Антверпенском музее: "Антверпенская крепость"? Гравировали с него оба Заделера, Виркс, Ю. Гольциус.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.