Сурбаран Франциско де
Краткая справка из БСЭ:
Сурбаран (Zurbarán) Франсиско (крещен 7.11.1598, Фуэнте-де-Кантос, Бадахос, — 27. 8. 1664, Мадрид), испанский живописец. Учился в Севилье у П. де Вильянуэвы (с 1614) и, возможно, у Ф. Пачеко. Жил и работал в Льеренье (Бадахос, 1617—28), с 1628 — в Севилье. Особенно характерны для С. были композиции на темы из житий святых, трактованные как сцены монастырского быта ("Молитва св. Бонавентуры при выборе папы Григория Х", см. илл.). Ранние произведения С. проникнуты сильным влиянием Караваджо (ретабло капеллы св. Петра в соборе в Севилье, 1625). В период творческого расцвета (1630—40-е гг. ) С. создавал суровые, монументальные и лаконичные образы, драматически-напряженные и вместе с тем благородно сдержанные в своих чувствах. В 1650-х гг. в его произведениях появились черты эмоциональной взволнованности, экстатического или смягчённо-лирического толка ("Распятие", начало 1660-х гг., Эрмитаж, Ленинград). Кроме религиозных композиций, С. писал также мифологические сцены, портреты и натюрморты.
Цитаты:
Из всех испанских живописцев «самым испанским» представляется Франсиско Сурбаран. Характерно, что именно его историк называет — с полным основанием — «испанским Караваджо»! Что уже сказалось в Ианьесе, в Греко и в Руеласе, к чему стремились Майно и Эррера, то самое в Сурба-ране достигает полного и самого убедительного выявления.
Читать о Сурбаране в тексте книги
Самые приемы живописи Сурбарана совершенно отличны от при емов других художников. Более всего поражает в этом изумительном знатоке своего дела несомненно сознательное упрощение средств и при этом отнюдь не бедность их. Композиции Сурбарана напомина ют народные или детские картинки. Можно подумать, что он видел композиции фра Беато Анджелико, — до такой степени близка свя тая наивность обоих художников, живших на расстоянии двухсот лет.
Читать о Сурбаране в тексте книги
Важно еще отметить в Сурбаране и то, что он прекрасный пейза жист. Правда, у него редко остается место под пейзаж, — настолько он заинтересован личностями своих святых героев и героинь, но там, где художник вырывается на простор, он понимает и умеет передать его прелесть. И природа у этого материалиста местами имеет тот же характер, как и все остальное. Даже сияющее небо у него точно креп кий свод, прикрывающий и защищающий землю, а земля каменис тая, неподатливая, все же не черствая Фиваида; а та подлинно ис панская почва, которую так трудно вспахать, но которая, раз вспа ханная и забросанная семенами, дает тяжелые от соков плоды.
Читать о Сурбаране в тексте книги
Картины: