Сарто Андреа дель
Краткая справка из БСЭ:
Сарто (Sarto) (собственно д'Аньоло, d'Agnolo) Андреа дель [16.7.1486, Флоренция, — 28 (или 29).9.1530, там же], итальянский живописец. Учился у Пьеро ди Козимо. Испытал влияние Леонардо да Винчи, фра Бартоломмео, Микеланджело. В 1518—19 посетил Париж. Работы С. [фрески: в клуатре церкви Сантиссима-Аннунциата (1510—15), в монастырях Скальци (1515—26) и Сан-Сальви (конец 1520-х гг.) — все во Флоренции; "Мадонна с младенцем, св. Екатериной, Елизаветой и Иоанном Крестителем". 1519. Эрмитаж, Ленинград; "Портрет скульптора", Национальная галерея, Лондон] отличаются ясной логичностью композиций, основанных на сложном равновесии пространственно-ритмических элементов. Мягкая поэтическая одухотворённость его произведений во многом обусловлена обволакивающей светотенью, объединяющей яркие, сочные цветовые поля. Вместе с тем творчеству С. свойственны некоторая отвлечённость образов и склонность к догматизации художественных принципов Высокого Возрождения.
Цитаты:
Сарто мог бы быть чудесным пейзажистом, и несколько фонов на его картинах принадлежат к самому привлекательному из того, что было сделано в первой четверти XVI века. И все же ни один из этих пейзажей не живет, ни в одном из них не чувствуется настоящего настроения, подлинного переживания. Это уже схемы - если и не первобытные схемы джоттистов и Гоццоли, падуанцев и умбрийцев, то все же схемы, лишь какие-то тени форм, лишенные жизни и трепета. Это не живая природа, хотя во всем и чувствуется большое ее знание.
Синхронистические картины Сарто потому могут считаться подлинными картинами "зрелости", что они не распадаются на части, что их не воспринимаешь по кускам, что все эпизоды в них слиты, связаны в одно. Но вот от этих чудесных "организмов" отлетела душа, и благодаря этому все формальное совершенство их сделалось как бы ненужным. Многие годы можно знать и ценить эти картины Сарто, не узнав в точности, что они изображают, ничто в них не западает в душу.
На сравнение с Леонардо наводит знаменитый шедевр Сарто - фреска "Тайная вечеря" в монастыре Сан-Сальви близ Флоренции (1525 года). Вне всякого сомнения, Сарто пожелал здесь тягаться с миланским "Сеnасоlo" - картину Винчи он мог видеть на своем пути во Францию. Но как в этой картине характерно для "упадочника" хотя бы одно то, что он отступает от новой формулы Леонардо и возвращается к более архаическим приемам Андреа дель Кастаньо и Гирландайо, прижавших группу действующих лиц к стене покоя, в котором происходит трапеза. И Сарто делает это вовсе не для того, чтобы яснее передать действие, и не для того, чтобы сосредоточить внимание. Его актеры и недостаточно внушительны для этого. Для него весь смысл картины в ее декоративном эффекте.
Картины: