Сарто Андреа дель

Краткая справка из БСЭ:

Сарто (Sarto) (собственно д'Аньоло, d'Agnolo) Андреа дель [16.7.1486, Флоренция, — 28 (или 29).9.1530, там же], итальянский живописец. Учился у Пьеро ди Козимо. Испытал влияние Леонардо да Винчи, фра Бартоломмео, Микеланджело. В 1518—19 посетил Париж. Работы С. [фрески: в клуатре церкви Сантиссима-Аннунциата (1510—15), в монастырях Скальци (1515—26) и Сан-Сальви (конец 1520-х гг.) — все во Флоренции; "Мадонна с младенцем, св. Екатериной, Елизаветой и Иоанном Крестителем". 1519. Эрмитаж, Ленинград; "Портрет скульптора", Национальная галерея, Лондон] отличаются ясной логичностью композиций, основанных на сложном равновесии пространственно-ритмических элементов. Мягкая поэтическая одухотворённость его произведений во многом обусловлена обволакивающей светотенью, объединяющей яркие, сочные цветовые поля. Вместе с тем творчеству С. свойственны некоторая отвлечённость образов и склонность к догматизации художественных принципов Высокого Возрождения.

Цитаты:

Сарто мог бы быть чудесным пейзажистом, и несколько фонов на его картинах принадлежат к самому привлекательному из того, что было сделано в первой четверти XVI века. И все же ни один из этих пейзажей не живет, ни в одном из них не чувствуется настоящего настроения, подлинного переживания. Это уже схемы - если и не первобытные схемы джоттистов и Гоццоли, падуанцев и умбрийцев, то все же схемы, лишь какие-то тени форм, лишенные жизни и трепета. Это не живая природа, хотя во всем и чувствуется большое ее знание.

Читать о Сарто в тексте книги

Синхронистические картины Сарто потому могут считаться подлинными картинами "зрелости", что они не распадаются на части, что их не воспринимаешь по кускам, что все эпизоды в них слиты, связаны в одно. Но вот от этих чудесных "организмов" отлетела душа, и благодаря этому все формальное совершенство их сделалось как бы ненужным. Многие годы можно знать и ценить эти картины Сарто, не узнав в точности, что они изображают, ничто в них не западает в душу.

Читать о Сарто в тексте книги

На сравнение с Леонардо наводит знаменитый шедевр Сарто - фреска "Тайная вечеря" в монастыре Сан-Сальви близ Флоренции (1525 года). Вне всякого сомнения, Сарто пожелал здесь тягаться с миланским "Сеnасоlo" - картину Винчи он мог видеть на своем пути во Францию. Но как в этой картине характерно для "упадочника" хотя бы одно то, что он отступает от новой формулы Леонардо и возвращается к более архаическим приемам Андреа дель Кастаньо и Гирландайо, прижавших группу действующих лиц к стене покоя, в котором происходит трапеза. И Сарто делает это вовсе не для того, чтобы яснее передать действие, и не для того, чтобы сосредоточить внимание. Его актеры и недостаточно внушительны для этого. Для него весь смысл картины в ее декоративном эффекте.

Читать о Сарто в тексте книги

Картины:

 

Андреа дель Сарто. История Иосифа. Галлерея Питти во Флоренции.

Андреа дель Сарто. Рождество Богородицы. Фреска по дворике перед церковью "Антуциато" во Флоренции"

Андреа дель Сарто. Благовещенье. Галерея Питти во Флоренции

Андреа дель Сарто. Тайная вечеря. Фреска 1524 года. Монастырь Сан-Сальви близ Флоренции

Андреа дель Сарто. Чудо святого Филиппа Бенници. Фреска во дворике перед церковью "Аннунциата"

 

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.