Синьорелли Лука

Краткая справка из БСЭ:

Синьорелли (Signorelli) Лука (около 1445—50, Кортона, — 16.10.1523, там же), итальянский живописец. Учился у Пьеро делла Франческа, испытал влияние Поллайоло и Перуджино. Работал в Кортоне, Флоренции, Лорето (Марке), Читта-ди-Кастелло (Умбрия), Ареццо, Перудже, Вольтерре, Риме и Орвието. Произведения С. (фрески в Сикстинской капелле Ватикана, 1481—83; "Пан", 1488—90, погибло в 1945; фрески в клуатре монастыря Монтеоливето Маджоре в Тоскане, 1497, и в капелле Сан-Брицио собора в Орвието, 1499—1504) отличаются строгостью, мужественной силой и героичностью образного строя. Особое внимание С. уделял изучению форм и движения человеческих фигур, передавая их подчёркнуто объёмно, в чётких и жёстких очертаниях, которым в поздних произведениях С. присуща некоторая застылость.

Цитаты:

Из первоклассных умбрийских художников, годы рождения которых относятся к середине XV века, старший, Лука Синьорелли, увидел свет в Кортоне, унылом, пустынном городе, лежащем на вершине плоского холма, обвеваемого всеми ветрами и почти лишенного деревьев. Унылым и пустынным представляется и все искусство Синьорелли. Это "умбрийский Мантенья", это соединительное звено между суровым натуралистом Пьеро деи Франчески, при котором он одно время состоял помощником, и "грозным отшельником" Микель Анджело, относившимся к Синьорелли с большим вниманием. Лишь в наклоне голов, в улыбках, в некоторых жестах наблюдается еще у Синьорелли ласка и чувственность в духе Фабриано; но фигуры у него бронзовые, но складки одежд "каменные", неподвижные, и весь он безотрадный, погруженный в мысли о давящем величии церкви, о греховности Мира, о грозе предстоящего Суда.

Читать о Синьорелли в тексте книги

Особняком стоит в творении Синьорелли одна из его фресок в монастыре Монте Оливето Маджоре в окрестностях Сиены (1497 года). Она изображает чудо, случившееся с двумя монахами-бенедиктинцами в харчевне. Все здесь исполнено самого последовательного натурализма, и больше всего поражает "северный", прямо "голландский" эффект этой уходящей в глубину и темнеющей к фону комнаты с ее простеньким камином, с ее закоптелым деревянным потолком, с ее лестницей, ведущей в антресоли, и с открытой на вольный воздух дверью, в которой силуэтом вырисовывается фигура воина. Эта картина вместе с одной из фресок Доменико Бартоло в сиенской больнице является прямо чудом среди условного в общем искусства кватроченто.

Читать о Синьорелли в тексте книги

Картины:

 

Лука Синьорелли. Деяния Антихриста. Фреска в Орвиетском соборе.

Лука Синьорелли. Мучение святого Севастиана. Пинакотека в Читта ди Кастелла.

Лука Синьорелли. Распятие. Флорентийская академия.

Лука Синьорелли. Эпизод из жития святого Бенедикта. Аббатство Монте Оливето.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.