Куртуа Жак (Бургиьон)

Краткая справка из энциклопедии "Европейское искусство":

КУРТУА, Жак, прозв. Бургиньон (Courtois, Jacques, dit Le Bourguignon) (1621, Сент-Ипполит — 1676, Рим), французский живописец. Приехав в 15 лет в Италию, Куртуа остался там навсегда. Его жизнь была полна переездов и приключений, он был солдатом и монахом, бродягой и иезуитом. В сюжетах картин Куртуа — это преимущественно батальные сцены — нашли отражение его биография и жизненный опыт. Хронологию его творчества проследить трудно, т. к. Куртуа почти никогда не подписывал и не датировал свои картины, однако работы, авторство которых бесспорно, демонстрируют самое высокое качество и подтверждают репутацию первого батального мастера Европы, устойчиво закрепленную за ним в XVII и XVIII вв. Куртуа реформировал батальный жанр, изменив традиционные батальные композиции (фризовые "барельефные"; топографические "с птичьего полета"; с главной сценой приподнятого переднего плана на фоне далекой панорамы битвы), привнеся в них разнообразие, живость и реализм персонажей, драматизм, напряжение и подлинную атмосферу битвы (четыре Битвы, 1652 и 1656—1657, Флоренция, галерея Питти; Пейзаж с путешественниками, Вадуц, собрание Лихтенштейн).

Цитаты:

Jacques Courtois, более известный под своим прозвищем «Le Bourguignon» (в Италии его зовут Giaccomo Cortese il Borgognono), родился в Saint Hippolyte (деп. Doubs) в 1621 г. (по другим сведениям, в 1628 г.); сын живописца Jean С., которому Жак и обязан первым руководством в живописи. 15-ти лет юноша уже в Милане, где он сходится с одним французским офицером, которого сопровождает в течение трех лет в походах. Гвидо Рени проездом видит картину Куртуа и убеждает художника последовать за собой в Болонью, где он сходится с Альбани. Побывав во Флоренции, К. в обществе двух голландских живописцев добирается, наконец, до Рима. Он находит себе приют в монастыре Santa Сгосе и вскоре завоевывает общее признание (согласно старинным биографам, Куртуа подружился с Кортоной и Ларом, а Черквоцци всюду разглашал его достоинства).

Читать о Куртуа в центре книге

Однако почему и до сих пор любая «баталия» Бургиньона лучшее украшение для стен, почему ее можно повесить даже в гостиную или в столовую, где как будто таким темам вовсе не пристало? Исключительно потому, что чисто живописные достоинства картин Бургиньона совершенно заслоняют их сюжетность, и что эти картины принадлежат к самым блестящим кускам живописи вообще. Даже изящные баталии Воувермана или яростные схватки Розы уступают меткости рисунка, сочности краски, плотности живописи и «фуге» Бургиньона, благодаря которым подлинную картину мастера всегда можно отличить от несметных произведений его подражателей и фальсификаторов.

Читать о Куртуа в центре книге

Картины:

 

Жак-Куртуа "Бургиьон". "Стычка". Императорский Эрмитаж

 

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.