Корреджо

Краткая справка из Википедии:

Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри; итал. Correggio; Antonio Allegri; около 1489, Корреджо, Эмилия — около 5 марта 1534, там же) — итальянский живописец периода Высокого Возрождения. Работал в Парме и Корреджо (от которого получил свое прозвище), пользовался покровительством графини города поэтессы Вероники Гамбары, рекомендовавшей его мантуанскому герцогу. Испытал воздействие Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Доссо Досси. Исполненные мягкой грации и интимного очарования произведения Корреджо отражают постепенную утрату героических ренессансных идеалов, сложение новых художественных форм и принципов. В монументальной живописи Корреджо игривая лёгкость и декоративное изящество (росписи в монастыре Сан-Паоло в Парме, между 1517 и 1520) сменяются поисками динамической экспрессии: в росписях церкви Сан-Джованни Эванджелиста (1520—1523) и собора (1526—1530) в Парме сложные ракурсы и устремленная вверх вихреобразная композиция предвосхищают пространственные эффекты эпохи барокко.

Цитаты:

В Корреджо упадок духовного здоровья Ренессанса есть уже нечто завершенное. Он всего лишь лет на десять моложе Рафаэля и на двадцать - Микель Анджело, но он целиком охвачен совершенно другими идеями и чувствами, нежели те, которые владели этими двумя гениями. Для него борьба христианства с язычеством не только кончилась победой последнего, но он даже это принимает как давно известное, окончательное и бесповоротное.

Читать о Корреджо в тексте книги

Роль Корреджо в истории пейзажа в тесном смысле может показаться, на первый взгляд, незначительной. Многое из того, что было найдено именно им, мы встречаем в более разработанном виде у венецианцев, и особенно у Лоренцо Лотто, с которым у Корреджо столько точек соприкосновения. И у Корреджо пейзаж как бы принесен в жертву действующим лицам. Главное и для него - фигура: мягкое, нежное, согретое солнцем тело, или жесты, взгляды и улыбки его героев и героинь. Однако если углубиться в изучение искусства Корреджо, то убеждаешься в его удивительном чувстве природы вообще, в том, что именно этой чертой он приближается к Винчи.

Читать о Корреджо в тексте книги

В смысле техники Корреджо означает тот же "перевал", как и Микель Анджело в смысле общих художественных идеалов христианской эры. Писали после Корреджо ярче и эффектнее, но не писали свободнее, с большей (кажущейся) простотой, более мягко и более "обманно".

Читать о Корреджо в тексте книги

Картины:

Корреджо. Роспись свода в монастыре Saan Paolo. Парма

Корреджо. Мадонна святого Франциска. Дрезденская галлерея.

Корреджо. Леда. Берлинский музей.

Корреджо. Рождество ("Ночь"). Дрезденская галлерея.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.