Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
XIII - Живописцы эпохи Барокко

8 - Бенедетто Кастильоне: творчество и последователи

Особенностью картин Кастильоне является то, что он (по примеру Бассано) дает на них преимущественные места представителям животного царства. Бессловесные, бессознательные, наивные "наши товарищи по земному существованию", видно, были необычайно близки нежной и нелюдимой душе художника. Острое изучение их характеров, их "быта" позволяло ему рассеиваться от других впечатлений жизни, слишком тревожных и давящих. Кастильоне выбирает и темы, согласный с этой своей склонностью. Громадное большинство картин художника составляют такие сюжеты, как "Переселение пастухов", "Сотворение мира", "Авраам на пути", "Сбор животных в Ноев ковчег", "Орфей", "Цирцея" и т. д. - Любил мастер и изображения жизни "полулюдей" - свободных фавнов, панисков и нимф. Пейзажей в настоящем смысле Бенедетто не писал, но любая его картина исполнена пейзажного настроения - она говорит о счастливой первобытной жизни в природе. Как другой генуэзец, Пиола, утверждает (уже в 1640 гг.) стиль рококо в декоративной живописи, так и Кастильоне - первый вестник того увлечения пасторалью, которая считается также типичной для эпохи рококо, для всего ancien rеgimea и которая, в сущности, означает мечту европейского общества уйти от связующих условностей, от лжи, от всех жестокостей и несправедливостей культуры.

Казалось бы, что при таком миросозерцании Кастильоне должен был пользоваться большой симпатией нашего времени. На самом же деле это не так: его знают и любят очень немногие, и это несмотря на изумительное совершенство его живописи, на приятность его красок, на прекрасный рисунок. Мешает же симпатиям к Кастильоне какая-то "вялость" художника. Он тонкий красочник, но его краски не сверкают; он изумительно изобретательный рисовальщик, но его рисунок не обладает силой захвата; он подлинный поэт, но его поэзия не достигает сердца. Гораздо ближе нам откровенно лгавшие его последователи - Буше или Фрагонар, ближе и менее совершенные, но зато более простоватые голландцы - например, Вэникс и Берхем. В Кастильоне смущает именно какая-то его "полуправда" - типичная черта нездоровой культуры. Этой мучительной особенностью отличается и искусство всех остальных итальянских чистых живописцев; она же остается присущей (в несравненно большей степени) всему итальянскому искусству двух последних столетий.

Джузеппе Креспи. Соборование. Дрезденская галерея

В подтверждение только что сказанного стоит указать хотя бы на прямого последователя Кастильоне - Вассало, кисти которого имеются в Эрмитаже две картины, достойные самого мастера, или на таких изумительных виртуозов, как на "величайшего гения лигурийских школ" - Валерио Кастелло225, на гибкого, сверкающего неаполитанца Бернардо Каваллино или еще на Бартоломео Гвидобоно226, автора восхитительной картины в генуэзском Palazzo Rosso "Лот с дочерьми", являющейся, наряду с "Иеронимом" Лейса и с "Гадалкой" Пьяцетты, самым блестящим куском живописи барокко. - Несправедливее всего судьба к Кастелло, покинувшему жизнь совершенно юным, но успевшему занять одно из первых мест, как среди "живописцев картин", так и среди декораторов. Какой вихрь изобретательности жил в этом импровизаторе, как просто и складно составлялись у него формы, как изящна самая его манера - нервная и уверенная! Почему же душа наша "не принимает" этого чародея, тогда как она любовно пригревает художников несравненно менее умелых и находчивых? Не потому ли только, что Кастелло, как и все его сородичи и современники, забыл вникать в жизненные явления, искать их разгадки? Все для них превратилось в игру, в фокусническую эквилибристику.

Лишь последователю Кастелло, сыну одного из его учеников - Алессандро Маньяско227 - удалось отвоевать себе ныне общее признание и даже занять место рядом с другими "фаворитами" нашего времени: Греко, Гойей, Гварди. Нам думается, что это исключительное положение досталось мастеру потому, что в нем живописный темперамент решительно взял верх над всем остальным, что в нем всякое другое горение заменила страсть к самой краске и к цвету. Сюжеты или те подобия сюжетов, которые мы у него встречаем, он заимствовал у Калло, у Кастильоне, у Розы. У первого же он выучился так остро понимать формы, так причудливо строить композицию. Но ко всему этому Маньяско придал присущую уже ему одному какую-то припадочность, "постоянную способность к судорожному экстазу".

Примечания

225 Valerio Castello родился в Генуе в 1625 г; сын известного и очень образованного художника-фрескиста Бернардо Кастелло; готовился к ученой карьере, но страсть к живописи взяла верх; ученик Доменико Фиазеллы; завершил свое образование изучением произведений Дж. Ч. Прокаччини в Милане и Корреджо в Парме, что помогло Кастелло выработать "стиль, полный грации, прелести и энергии"; смерть похитила мастера в расцвете сил в 1659 г., однако художник успел уже создать очень своеобразную манеру и образовать ряд учеников (среди которых Бартоломео Бискаино, даровитый автор блестящего "Избиения младенцев" в S. Ambrogio - Дж. Б. Мерано, и отец Алессандро Маньяско - Стефано). Из произведений мастера назовем его "Похищение сабинянок" в Palazzo Rosso и тот же сюжет в Уффици, его фрески в Palazzo Balbi Senarega (в сотрудничестве с перспективистом Sighizzi) и в церкви Santa Marta, его картины в церкви S. Maria del Gerbino. Превосходные рисунки мастера сохраняются в генуэзском Palazzo Bianco и в других собраниях.

226 Bartolommeo Guidobono, известный под прозвищем "il frate di Savona", происходил из ломбардской семьи; сын состоявшего придворным художником при савонском дворе живописца на майолике; родился в Савоне в 1634 г.; детство и юность провел в Турине, пользуясь руководством отца и копируя с изумительной точностью картины Кастильоне; позже, уже будучи священником, Гвидобоно посетил Парму и Венецию и на несколько лет поселился в Генуе; умер мастер в 1709 г. в Турине, куда он был приглашен еще в 1680 г., и где он расписал фресками церковь Madonna del Pilone и исполнил картину для San Francesco di Paolo. Его учеником был Giuseppe Petrini. Гвидобоно писал, подобно отцу, на майолике и славился своими изображениями животных, фруктов и цветов.

227 Alessandro Magnasco, прозванный "Lissandrino", сын живописца Stefano M., родился в Генуе, согласно Ratti, в 1681 г., но скорее - в 1667 г.; потеряв в 1685 г. отца, М. вынужден был для содержания семьи отправиться в Милан и поступить к одному купцу, который, однако, дал возможность юноше заниматься живописью и поместил его к Филиппе Аббиати (ученику Нуволони, 1640-1715 гг.); первым успехом М. обязан портрету заезжего француза, но вскоре художник приобретает большую известность своими причудливыми картинами, особенно пейзажами с излюбленными фигурами отшельников, бандитов и т. д. (кроме того, он пишет фигуры на пейзажах других художников: N. Perugini, Clemente Spera и Carlo Antonio Tavella). Успех позволил Маньяско предпринять ряд путешествий по итальянским городам: едва ли, однако, он был и в Испании. Одно время Маньяско живет во Флоренции, исполняя заказы для двора; во Флоренции же он женится на девушке из генуэзской семьи. Затем художник проводит неколько лет в Милане, и лишь в 1735 г. возвращается на родину (в Генуе его дочь была замужем). Последие годы М. почти уже не был в состоянии писать из-за дрожания рук, но интерес к искусству в нем не остывал, и по-прежнему он заражал собеседников своими восторженными отзывами о произведениях живописи; умер М. 12 марта 1749 г. в Генуе. Очень большое количество работ мастера теперь в руках торговцев, устроивших в 1914 г. их выставку в Берлине и в Париже. Прекрасные образцы творчества М. в России найдены нами в Академии Художеств (четыре большие архитектурные композиции с массой фигур солдат, шарлатанов, вакхантов и т. д.); еще прекраснее по краскам четыре пейзажа в собрании кн. В. Н. Аргутинского-Долгорукова; характерные картины мастера украшают, кроме того, музей Берлина, миланский Castel Sforzesco и миланскую галерею Польди Пеццоли.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.