Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
XIII - Живописцы эпохи Барокко

10 - Другие мастера барокко

Перечисленными мастерами ряд прекрасных "чистых живописцев" итальянского барокко вовсе еще не исчерпан. Не говоря уже о группе венецианских жанристов XVIII века, которых мы предпочитаем коснуться ниже, необходимо упомянуть: бергамского портретиста Гисланди229, пользующегося за последнее время фавором более широких кругов; болонца Лоренцо Гарбиери (1580-1654 гг.), идущего по пути между Караваджо и Фети; венецианца Пиетро делла Веккия230, создавшего себе имя, главным образом, благодаря своим пастишам под классиков "золотого века"; двух других венецианцев - Джироламо Ферабоско (умер в 1680 г.) и его ученика Пьетро Беллотти231; блестящего ученика Перанды - вичентинца Франческо Маффеи (умер в 1660 г.), кисти которого принадлежит серия прекрасных аллегорий с портретами, доставшаяся музею Виченцы из Palazzo del Podesta; прославленного в свое время виртуоза Пьетро Дамини (1592-1631 гг.); выказывающего иногда черты сходства с Фети - Джулио Карпиони (1611-1674 гг.), связывающего, кроме того, в одно гармоничное целое реминисценции старых венецианцев, Караваджо и Гверчино, с элегантностью позднего барокко (портреты, аллегории, вакханалии); близкого к нему Николетто Кассану (1650-1713 гг.); наконец, восхитительного и прямо первоклассного мастера, уроженца Реджо и ученика мантуанского "Fa presto" Канти - Джузеппе Баццани (1690?-1769 гг.), автора двух картин в Венецианской Академии, наводящих на сравнение с самим Ватто. Отдельно стоит группа натюрмортистов. Один из них, Баскенис, нам уже попался на пути; еще более интересен блестящий, сочный, красочный неаполитанец Антонио Рекко, который мог выдержать сравнение с любым голландцем или фламандцем232.

Примечания

229 Frа Vittore Ghislandi da Galgario, прозванный "Fra Galgario", родился в Бергамо 4 марта 1655 г.; сын даровитого декоратора-живописца (фрески в Palazzo Moroni в Бергамо); ученик Giacomo Cotta; избегая отцовского гнева, Витторе переселился, двадцати лет, в Венецию и постригся в монахи; здесь он прожил 13 лет, умер же в Бергамо в начале декабря 1743 г.

230 Pietro del Muttoni, прозванный "dеlla Vechia", род. в 1605 г. в Венеции; ученик Варотари, умер в 1678 г.; портреты мастера в Берлинском музее, в Дрездене, во Флоренции (Уффици), в Париже (Лувр); картины в венецианских церквях: S Catalina, S. Giustina, S. Maria del Pianto в галереях Касселя, Вены, Венеции, Дрездена. Веккии приписывается довольно приятная картина в Эрмитаже, а также большая картина "Хиромант" в собрании гр. В. Д. Соллогуб.

231 Pietro Bellotti (1625-1700 гг.) писал портреты и необычайно точные, в духе нидерландцев, натуралистические этюды.

232 Giuseppe Antonio Recco родился в Неаполе 12 июля 1634 г.; семья находилась в дружественных сношениях со всемогущественным в художественном мире Неаполя Станционе; в 1695 г. Рекко был призван к испанскому двору, однако тяжелое морские путешествие расстроило его здоровье, и он скончался 29 мая того же года в Аликанте. Джанноне утверждает, что соблазнительные картины Рекко "представляют настоящую опасность для объедал и беременных женщин". Вообще итальянская живопись мертвой натуры, если и уступала в смысле количественного производства тому, что создавали в этой области Нидерланды, то в смысле качества ряд ее представителей могут смело выдержать сравнение с первоклассными натюрмортистами Голландии и Бельгии. - Лучшими мастерами в данной области, кроме Рекко и упомянутых вами в других местах Черквоцци и Баскениса, являются: караваджист Pietro Paolo Bonzi, прозванный "il Gobbo de Caracci" (1580-около 1640 г.; отличный автопортрет мастера в Берлинском музее), специалист по живописи цветов Mario Nuzi "dei Fiori", родом из Абруцц (1603-1673 гг.; букеты цветов на зеркалах галереи в Palazzo Colonna); неаполитанцы - разносторонний Andrea Belvedere (1642-1732 гг.), Paolo Pоrpora (умер в 1685 г.), Giovanni Battista Ruoppolo (середина XVII в.), Tomaso Realfonso (начало XVIII в., сотрудник Солимены), Baldassaro del Cervo (охотничьи атрибуты), Onoftio Lotta, или Nufrio Lotta (специальностью его был виноград), Cajetano Cusati, Fancino dеlla Cuorta (умер в 1723 г.; специалист по овощам); кремонец, младший брат Джулио Кампи - Vincenzo (умер в 1591 г.), писавший натюрморты во вкусе Беклара и др. В этой же группе можно упомянуть анималистов генуэзцев Sinibaldo Scorza (1589-1631 гг.) и Giov. Ad. Cassana (1658-1720 гг.; картина в Эрмитаже), а также превосходного и в свое время очень известного венецианца Francesco Casanova (1727-1805 гг.; брата знаменитого авантюриста, ученика Гварди и Симонини). Превосходные натюрморты написаны также Кастильоне, Гвидобоно и Вассало. Общий характер итальянских натюрмортов более пышный и менее "интимный", нежели аналогичных нидерландских картин.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.