Том 3
История живописи
Партнёрские ссылки:

Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
XIII - Живописцы эпохи Барокко

6 - Офорты Белла. Маттиа Прети. Сальватор Роза

Чего только не изображают его бесчисленные офорты. Мы видим и придворные карусели, и фейерверки, и пейзажи, и шествия, и мелкие костюмные сценки, и сады, и битвы, и корабли, и античные памятники, и пышное польское посольство, и жуткую пляску смерти, и вазы, и орнаменты. И все это исполнено с одинаковой "вервой", быстро, с той острой простотой средств, которой требует техника офортиста. Среди всего этого творения - один совершенно гениальный лист: парижский "Pont-Neuf", настоящий памятник "ярмарки жизни" того времени, охватывающий на листе бумаги все, от чего трепетало сердце Парижа, уже тогда становившегося сердцем мира. Но как характеризует "упадочность" Италии то, что именно такой широкий, энциклопедического охвата художник воздержался от живописи и весь ушел в одно рисование, в "иллюстрацию". Каждый штрих Беллы при этом красочен, выдает темперамент подлинного живописца. Но писать фрески или картины художнику было не под силу, или, вернее, он отстранял от себя все то, что могло бы нарушить тишину его комнатной работы, аристократическую замкнутость его жизни, его состояние зрителя, присутствующего на мировом спектакле в уюте решетчатой ложи.

Сальватор Роза. Демокрит в медитации.

1610-е гг. видят рождение трех первоклассных итальянских мастеров - двух южан и одного северянина: Неаполь дает Прети и Розу; Генуя - Кастильоне. Все трое были почти ровесниками Рембрандта, и все трое обнаруживают известные черты сходства с великим голландцем, частью объясняемые одинаковостью исторических условий и общими живописными веяниями (среди которых едва ли не первую, опять-таки, роль играет натурализм), частью вызванные прямым влиянием Рембрандта, - ведь офорты его успели к моменту окончательной зрелости Прети, Розы и Кастильоне распространиться далеко за пределами Голландии.

С Прети мы уже познакомились в главе о декоративной живописи221. Однако достоинства мастера, как живописца картин, бесконечно превышают несомненно высокие достоинства Прети-фрескиста. В картинах сказывается и близость мастера к Рембрандту, близость настолько явная, что ею можно объяснить происхождение легенды о поездке мастера в Нидерланды. Эта близость проявляется особенно в склонности к густым теням, закутывающим предметы, и к насыщенным световым пятнам, мягко вылепляющим формы. Рядом с рембрандтовскими чертами Прети дает в своей живописи место влиянию Гверчино и Веронезе. От первого идут - его зеленовато-бурый тон, сочетания благородных коричневых и черноватых оттенков, от второго-любовь к величавым архитектурным кулисам и к торжественным празднествам. Да и во всем своем стиле Прети остается характерным латинянином, обладающим непреоборимой склонностью к известной пьшшости и властно одержимым чувством ритма.

Б. Кастильоне. Ной созывает зверей. Дрезденская галерея

Сальватор Роза был излюбленным живописцем эпохи романтизма222. В нем тогда чтили художника-литератора и особенно увлекались его биографией, в которой легенды о пленении разбойниками и участии в революции Мазаниелло сочетались с подтвержденными документально сведениями о деятельности Розы в качестве актера, свободомыслящего памфлетиста и импровизатора-музыканта. Несомненно, и для нас Роза представляется очень интересной личностью, характерной для мятежных, не лишенных гражданской скорби, настроений своей страны. Но все же сейчас многие подробности его биографии и его "легенды" скорее вредят "художественной репутации" мастера или, вернее, объясняют, почему Роза, при огромном таланте, не занимает того выдающегося места в истории живописи, которое ему со всей справедливостью должно быть уделено в истории культуры. На наш взгляд, соприкосновение с литературой вредило ему, мешало ему. Это литература не позволила развиться вполне его красочному дару, это она натолкнула его на ряд "содержательных" картин, в которых он является каким-то предвестником Виртца, наконец, это она отвлекала его от его настоящей сферы - от пейзажа.

Примечания

221 Рольфе считает Прети учеником Караччиоло и не верит, чтобы он был учеником Гверчино и Рубенса в Нидерландах, о чем рассказывает Доменичи; живопись Прети в куполе моденского San Biagio относится приблизительно к 1642 г.; около этого же года, по возвращении в Рим, Прети возведен в рыцарское достоинство; в Италии мастер остается до 1661 г., когда он получает приглашение гроссмейстера юаннитов отправиться в качестве архитектора и живописца на Мальту; к римскому периоду относятся фрески в церквях San Bartolommeo и S. Andrea della Valle (1650-1651 гг.); приблизительно с 1656 по 1660 г. П. пишет фрески, украшавшие городские ворота в Неаполе и известные нам по его эскизам в Неаполитанском музее, а также плафоны в церкви S. Pietro a Majella (гравированные в XVIII в. Фрогонаром); из работ на Мальте особенно замечательны фрески в плафоне церкви S. Giovanni, за которые художник получил мальтийский крест; умер Прети 3 января 1699 г. и погребен в S. Giovanni.

222 Salvator Rosa родился в Аренелле, близ Неаполя, 21 июля 1615 г.; отец предназначал мальчика к духовной карьере и отдал его в коллегию "отцов сомасков", но страсть к живописи взяла в Сальваторе верх, и он добился его разрешения отдаться ей всецело. Своим художественным образованием Роза в значительной степени обязан себе, тем впечатлениям, которые юноша получал от изучения картин в церквях Неаполя и в мастерских знакомых художников; прежде даже считали, что он был в учении у Рибейры, но, во всяком случае, он мог пользоваться советами своего дяди Доменико Антонио Греко и своего зятя Фраканцано, а также своего старшего товарища, бойкого живописца баталии - Аньелло Фальконе. Смерть отца вынудила юношу искать себе пропитание художественным трудом, и с той же целью Роза переселяется в 1635 г. в Рим, где он находит себе покровителя в лице кардинала Бранкаччи, занявшего художника работами в своем дворце в Витербо: с 1637 по 1639 г. Роза снова в Неаполе. Приняв затем приглашение кардинала Джованни Карло де Медичи, художник переселяется во Флоренцию, где при дворе и в городе он завоевывает себе выдающееся положение, благодаря своим разносторонним талантам живописца, поэта, музыканта-импровизатора и актера. Участие Розы в неаполитанской революции Мазаниелло 1649 г. новейшими историками отрицается. С 1652 г. мастер живет снова в Риме, и здесь он умирает 13 марта 1673 г. - Легенды, анекдоты и ложные сведения, сообщенные старинными биографами, создали из Розы какую-то мифическую фигуру, да и сейчас очень многое и в его личности и в его творении неясно. Из произведений мастера ряд наиболее значительных все еще сохраняются в недоступных частных коллекциях Англии. - Среди достоверных картин Розы особенно интересна серия его "Битв", из которых лучшие украшают собрание графа Галанти (Palazzo Monteroduni) в Неаполе, музей там же (из собрания de Horatiis), флорентийский Palazzo Pitti (1640 г.), Венский музей (1645 г.), галерею Корсини в Риме (1652 г.) и Лувр (того же года); далее достойны внимания ряд картин в Эрмитаже: "Блудный сын", "Демокрит", "Улисс", "Солдаты" (этюд к последней в Дульвиче), и в Питти (ряд восхитительных, полных романтики, пейзажей, а также некогда знаменитый "Каталина"); старинные историки не уставали также превозносить луврского "Саула у Эндорской волшебницы". Недостаток точных сведений препятствует полному выяснению "источников" искусства Сальватора. Уже творчество бесспорно даровитого и жизненного Аньелло Фальконе, прозванного "Oracolo dеlle battaglie" (1600-1665 гг.), представляется в довольно сбивчивом виде; еще менее можно судить об искусстве пейзажиста Teodoro Filippo di Liagno (Filippo Napolitano), родившегося в Неаполе еще в 1584 г., работавшего одно время с Калло при дворе тосканского герцога и умершего в Риме в 1644 г. (несколько красивых рисунков мастера в Лувре устанавливают его связь с Клодом Лорреном и как бы отводят ему роль предвестника Розы).

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.