История живописи
Итальянская живопись в XVII и XVIII веках
XIII - Живописцы эпохи Барокко
2 - "Тормошители"
Эти "зрелые" иностранцы также примыкали, так или иначе, к натурализму, брали у него все то, что им было нужно, или скорее то, к чему влек их же собственный национальный вкус. Но этим одним они не удовлетворялись. В равной степени они были способны понимать все самые сложные и глубокие явления, и с особым энтузиазмом обращались они к Тициану, Джорджоне и Бассано, черпая в них какое-то подкрепление для своего собственного влечения к свободе, к краске, к "живописной самости". Вполне естественно, что эти-то жизненные художники-иностранцы, зрелые в своем мастерстве и полные непочатых сил, оказывались более способными, нежели итальянцы, противостоять засушивающему влиянию академизма; они оставались, несмотря на новые условия жизни, теми же здоровяками, какими они приехали; они сохраняли всю свою непосредственность, наивность и силу. И вот, в свою очередь, вследствие всего этого они невольно оказывались в положении каких-то тормоши-телей тех итальянских художников, которым не хотелось идти в чью-либо кабалу, которые во что бы то ни стало желали оставаться свободными.Среди приезжих "тормошителей" самым сильным был Рубенс - истинный полубог живописи, воскресший Дионис, радостный и беспредельно свободный. Следы его влияния мы и найдем у лучших красочников итальянской живописи XVII века - у Фети и у его двойника Лейса, у Строцци, у Кастильоне, у Маттии Прети, у Валерио Кастелло. Но почти столь же значительные роли в образовании "свободных" итальянских художников сыграли знакомые уже нам Бриль, Эльсгеймер, Бот и прочие "итальянские голландцы", а также Калло, Клод Лоррен, Пуссен, ван Дейк и, наконец, Рембрандт, Последний не был сам в Италии, но искусство его было знакомо наиболее выдающимся из итальянских живописцев (например, Кастильоне, Розе, Прети, Джузеппе Креспи), главным образом, по его офортам, а Стефано делла Белла, самый восхитительный из итальянских peintres-gfaveursoв XVII века, тот даже побывал сам в Нидерландах и, вероятно, явился на поклон в Амстердаме к печальному и дивному "Демону Севера".
Мы отказываемся здесь перебрать всех выдающихся "чистых и свободных живописцев" эпохи барокко. Это завело бы нас слишком далеко. Достаточно будет, если мы остановимся хотя бы на главнейших, на самых тонких среди них, ярких и живых. - Большинство этих художников представляют исключительно "личный" интерес; есть, однако, между ними и несколько таких мастеров, которых приходится считать вехами в общей истории искусства и без которых "происхождение" многих последующих явлений не было бы понятным. Особенно важные роли принадлежат: генуэзцу Кастильоне, от которого идет вся французская пастораль XVIII века, неаполитанцу Сальватору Розе, от которого, в значительной степени, следует производить "романтичный пейзаж" и который играет важную роль в истории батальной живописи; наконец, великими вдохновителями английских пейзажистов, столь много значащих во всем обновлении живописи XIX века, оказываются видописцы Венеции: Антонио Канале и Гварди - особенно последний.
Какой системой следует пользоваться при обсуждении творчества "чистых и свободных живописцев"? Обыкновенно те немногие из них, которые удостаиваются внимания историков, разбираются в составе так называемых школ. Фети упоминается в ряду римлян206, о Розе говорят в связи с другими неаполитанцами207, о Белле - с флорентийцами208,2 - "Тормошители"
3 - Бернардо Строцци4 - Доменико Фети5 - Пиетро Новелли. Микко Спадаро6 - Офорты Белла. Маттиа Прети. Сальватор Роза7 - Живопись Роза: возбуждение и страсть8 - Бенедетто Кастильоне: творчество и последователи9 - Алессандро Маньяско. Джузеппе Креспи10 - Другие мастера барокко206 Расскажем в нескольких строках, что подразумевается под "римской школой", о художниках которой мы уже не раз имели случай говорить. Некогда образованная Микель Анджело, Рафаэлем и их аколитами, живопись Рима получила новое направление благодаря успеху братьев Цуккаро и Бароччио. К последнему, как мы видели, примыкает излюбленный художник начала XVII века кавалер Арпино, а также Cristofano Roncalli dalle Pomerancie, автор купола в Лорето. Меняется затем облик школы, благодаря деятельности Караччи и всех их последователей (Доменикино, Гвидо, Гверчино, Чиголи) и, в значительной мере, под влиянием живших в Риме "натуралистов". В XVII веке в Риме в качестве сателлитов великого Бернини блещут декораторы: Кортона, Чирро Фери, Романелли, падре Поццо, Бакиакка, Одацци, Карло Маратти; в XVIII веке братья Валерьяни, Грегорио Гульельми, неаполитанцы Конка и Коррадо. Кроме того, за те же два века большим успехом пользовались: великолепный рисовальщик Андреа Сакки, Пьетро Теста (более известный в качестве гравера-композитора): более известные в качестве историков: Балионе и Пассери, портретист О. Лиони и далее - Джацинто Бранди, Дж. М. Моранди, П. Ф. Мола, Фр. Тревизани, Дж. Б. Сальви Сассоферрато, Черквоцци, все три Лаури, пейзажисты. Дж. Б. Витта, А. Локателли, Гизольфи, Тасси; в XVIII веке Рим славился Паннини, Пиранези, Батони, П. Л. Гецци. - Для полноты обзора вспомним, что в Риме закончили свою жизнь Сальватор Роза и Пиранези, и в Риме подолгу жили и работали многие из лучших иностранных художников: братья Бриль, Ян Брейгель, Валентэн, Пуссен, Гаспар Дюге, Клод Лоррен, Рубенс, Вуэ, Миньяр, Веласкес, Питер Милер и его помощник "Tempestino", Бургиньон, Лаар, Миль, оба Рооса, Рафаэль Менгс, Сюблейра, Детруа, Жозеф Берне, Гюбер Робер, Фрагонар, оба Блумена и многие другие.
207 Первые места в живописи Неаполя занимают: Прети, Сальватор Роза, Джордано, Солимена, Мура и испанец Рибейра. О некоторых из них мы уже говорили, о других будем еще говорить. Для полности же назовем здесь второстепенных неаполитанцев XVII в.: грека, ученика Тинторетто, Belisano Correnzio (1558-1643 гг., фрески в церквях S. Paolo Maggiore и S. Severnio), двух ранних караваджистов: Giovanni Battista Caracciolo (1570-1637? гг.) и Расесо della Rosa (1580?-1654 гг.), красивого декоративного живописца Paolo Domenico Finoglia (1590-1628? гг. - фрески в S. Martino), ученика-эклектика Сантафеде и Караччиоло - Massimo Stanzioni (1599?-1656? гг.) и его друга "Гвидо Рени Неаполя" Andrea Vaccaro (1604?-1670 гг.). - Восхитительного виртуоза, техника и красочника Bernardo Cavallino (1622-1654 гг.) можно было бы приравнять к Новелли, Прети и Кастильоне, если бы безвременная кончина мастера не оставила его творения в виде какого-то неопределенного обломка.
208 О флорентийской школе говорено выше, однако небесполезно будет сейчас сопоставить все имена, прославившие Флоренцию и в XVII в. Ряды флорентийских художников XVII века открывает живописец охот, пейзажей и баталий Antonio Tempesta (1555-1630 гг.), решившийся увеличить темы Винкбоонса и Саверея до размеров фресок и достигавший посредством этой живописи очень декоративных эффектов; ему же принадлежат бесчисленные гравюры, в которых первые роли играют конные фигуры, и которые долгое время служили художественными прописями. - Параллельно братьям Караччи и их последователям было творчество: подражателя Бронзино Fr. Brina, знаменитого по всей Италии Lodovico Cardi Cigoli, Gregorio Pagani (картина в Эрмитаже), ученика Цуккаро, поклонника Корреджо и вдохновителя Караччи Domenico da Passignano, слащавого Jaeopo Empoli, затронутого натурализмом фламандца Giovanni Biliverti, сына младшего Бронзино - Cristofano Allori, писавшего, кроме исторических картин, и весьма искусные пейзажи, ученика Пассиньяно Matteo Rosselli и ряда учеников последнего, среди которых мы встречаем частью нам уже знакомых: Giovanni da San Giovanni; чарующего "Гвидо Флоренции" Francesco Farini, приятеля Сальватора Розы, портретиста и придворного живописца при австрийском дворе Lorenzo Lippi; Bartolommeo Franceschini il Volterrano (1611-1689 гг.), автора эффектных фресок и одной из самых популярных картин в Уффици "Пирушка", в которой замечается влияние Лаара и Черквоцци; придворного живописца Antonio Franchi, Jacopo Vignali (картина в Эрмитаже) и Carlo Dolci. К флорентийской школе можно отнести также поселившегося во Флоренции венецианца Jacopo Ligozzi, луккезца Retro Paolini, пизанцев Giov. В. Vanni и братьев Lomi (Aurelio и Orazio), a также дочь последнего - Артемизию. С лучшим из флорентийских караваджистов, Риминальди, мы уже встретились. Около 1640 г. облик "школы" начинает меняться под влиянием творчества П. да Кортоны, и к этому же времени расцветает в полном блеске талант Беллы. Среди прямых последователей Кортоны назовем: Livio Menus (сопутствовавшего Беллу в его вторичном путешествии в Рим) и обоих Dandini-Vincenzio и Pietri. Во второй половине XVII века Флоренция гордилась живописью декоратора и портретиста Antonio Domenico Gabbiani, его ученика - изящного Benedetto Luti, эклектиков Tommaso Redi и Alessandro Gherandini, пейзажиста Paolo Anesi. В XVIII в. "флорентийская школа", несмотря на деятельность Академии, замирает совершенно. Лучший ее представитель, пейзажист Цукарелли, изменяет Тоскане и поселяется в Венеции.