Романино Джилорамо

Краткая справка из энциклопедии "Европейское искусство":

РОМАНИНО, Джироламо (Romanino, Girolamo) (Ок. 1484/1487, Брешия — после 1559) - итальянский живописец. Мастер брешианской школы. Работал в Брешии, Падуе (1513), Кремоне (1519—1520), Тренто (1531—1532), Пизонье (ок. 1533—1534), Вероне (1540) и др. городах Северной Италии. 

Творчество Романино тесно связано с традициями ломбардских местных школ, в которых своеобразный веризм, заземленность сочетались с характерными живописными принципами — холодной, серебристой гаммой, интересом к световым эффектам. В то же время Романино в большей мере, чем другие мастера, соприкоснулся с традициями венецианской школы нач. XVI в., творчеством Джованни Беллини и Джорджоне. Об этом свидетельствуют его ранние работы (Положение во гроб, 1510, Венеция, галереи Академии; Мадонна со святыми, 1513, Падуя, Гор. музей). 

Самобытность и яркость дарования Романино проявились в работах 1520—1530-х: четырех композициях фрескового цикла Страсти Христа (1510—1520, Кремона, собор), продолженного Порденоне; цикле картин для капеллы Сан Сакраменто (1521—1524, Брешия, церковь Сан Джованни Эванджелиста), алтарных картинах Месса св. Аполлония (1520-е, Брешия, церковь Санта Мария ин Калькера), Антоний Падуанский и донатор (1529, Сало, собор), Обручение св. Екатерины (1520-е, Кальвизано, приходская церковь), полиптихе Рождество (1521—1524, Лондон, Нац. галерея), росписях церкви Санта Мария делла Неве в Пизонье (1533—1534) и др. Фресковые росписи Романино, написанные мощно и широко, отличаются энергией рисунка, свежестью красок, живостью и экспрессией повествовательных интонаций, нарочито заземленным, почти плебейским обликом персонажей. В алтарных картинах с их звучной, насыщенной красочной гаммой, смягченной тонкими переходами светотени, святые также нередко принимают облик могучих простолюдинов, цветущих крестьянских юношей и молодых женщин; их присутствие дополняют в ряде алтарей портреты заказчиков — нарядно одетых провинциальных дворян и горожан. Художественным открытием Романино является его Св. Матфей и ангел (1524, Брешия, церковь Сан Джованни Эванджелиста), предвосхищающий одноименную картину Караваджо и крестьянским обликом святого, и эффектами ночного освещения. 

Особое место в творчестве Романино занимают росписи Львиной лоджии дворца Буонконсильо в Тренто, выполненные в 1531—1532 для архиепископа Клезио, представляющие удачную попытку соединения характерных для Романино жанровых мотивов (группы музицирующих дам и кавалеров в люнетах), мотивов римской школы (обнаженные гиганты в распалубках) и смелого, предвосхищающего живопись барокко эффекта росписи зеркала плафона с летящей по голубому небу колесницей Фаэтона.

Цитаты:

Вместе с Порденоне и с Лотто это самый неуравновешенный художник первой половины XVI века. Всякое его произведение выдает какую-то спешку, порыв, и в то же время его творчество полно самобытных измышлений, которые Романино бросает со щедростью импровизатора, сознающего, что запас его фантазии неисчерпаем. Вполне понятно, что в довольно обильном творении мастера далеко не все одинаково прекрасно, а моментами он даже доходит до непростительного неряшества, довольствуясь тем, что сразу подсказало ему воображение. Страдает он и другим недостатком импровизаторов - слишком большой податливостью на чужие влияния: то видишь в его произведениях отклики Пальмы и Джорджоне, то его увлекают немецкие гравюры, то он соперничает с Тицианом или с художниками средней Италии. Но нужно отдать справедливость Романино: несмотря на элементы подражательности, его всегда легко узнать не только по тому, что он прибегает к ограниченному ряду своеобразных типов, мужских и женских, но и благодаря тому, что он выработал совершенно особый строй композиции, в одно и то же время обладающий чертами свободы и все же ритмичный, а иногда переходящий в чрезвычайную пышность.

Читать о Романино в тексте книги

Совершенно исключительное положение занимает Романино как красочник и техник живописи. Такие его картины, как оба больших образа "Мадонны", в Падуанском музее и в брешианском San Francesco, производят потрясающее впечатление даже после того, как глаз избаловался на всех звучных симфониях лучших венецианцев: Джорджоне, Тициана и Пальмы. Эти картины производят буквально такое впечатление, точно источники света заключены в них. Или еще приходит на ум, что Романино писал по золоту, продолжающему сиять через тонкий слой эмалевых полив. Самая техника его совершенно своеобразна и напоминает несколько "акварельные", рассчитанные на прозрачность красок приемы нидерландцев вроде Мемлинка, Давида и, позже, П. Брейгеля. Но только "венецианец" не желает при этом прибегать к облегченному способу точной обрисовки контуров; он смело сливает колеры, избегая резких очертаний, стараясь передать окутанность всего атмосферой.

Читать о Романино в тексте книги

Картины:

 

Джилорамо романино. Фрески в кафедральном соборе в Кремоне

Джилорамо Романино. Фреска в Кафедральном соборе в Кремоне

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.