Романо Джулио

Краткая справка из БСЭ:

Джулио Романо (Giulio Romano; собственно Джулио Пиппи, Pippi) (1492 или 1499, Рим, — 1.11.1546, Мантуя), итальянский архитектор и живописец. Ученик Рафаэля. В 1515—24 работал в Риме. Совместно с учителем выполнял росписи Станц и Лоджий Ватикана, виллы Фарнезина. После смерти Рафаэля завершил росписи виллы Мадама (1521). С 1524 работал в Мантуе при дворе герцогов Гонзага. В своём творчестве постепенно отошёл от классических принципов искусства Возрождения. В его постройках подчёркнутая пластика и прихотливая контрастность форм, изощрённая, вычурная фактура руста (собственный дом архитектора в Мантуе, 1544) часто соседствуют с неожиданными внешними эффектами, разрушающими строгую тектонику ордера (витые колонны двора для турниров в Палаццо Дукале в Мантуе, 1538—39). В своём главном произведении — Палаццо дель Те в Мантуе (1525—34) — Д. Р. предвосхитил дальнейшие пути архитектуры, создав один из ранних примеров развивающейся в пространстве осевой композиции. Фрескам Д. Р. часто свойственны тяжеловесность архитектоники, композиционная перегруженность, неожиданность поз и ракурсов (росписи "Зала гигантов" в Палаццо дель Те в Мантуе), станковой живописи — холодная отвлечённость образов ("Рождество", Лувр, Париж; "Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем", Эрмитаж, Ленинград).

Цитаты:

В каждом из учеников Рафаэля взяло верх одно из заложенных учителем начал, остальные же должны были уступить, отойти на второй план. Даже могучий Джулио Романо не остался на той высоте, на которую он взошел, ступая по пятам своего руководителя - и он не сохранил в себе того широкого "универсального охвата", который являлся самой основой художественной личности Рафаэля4. В Рафаэле чудесным образом соединились идеалы христианства и идеалы язычества, он указал на возможность каких-то "последних примирений". У Джулио равновесие нарушается в сторону язычества. И намека на христианский дух не осталось в его творении; даже на стенах церквей он, видимо, позволял себе больше думать о древних мифах, нежели о христианских легендах.

Читать о Романо в тексте книги

В творениях Романо явно сказывается желание приложить чисто библейскую суровость Буонарроти к нежным вымыслам эллинов. Самая природа у него подчинена фигурам, ее формы умышленно упрощены, схематизированы и "обеднены", и всего характернее для этого художника то, что жизнь природы не передается в образах, заимствованных у нее непосредственно, но выражается в человеческих олицетворениях.

Читать о Романо в тексте книги

Картины:

 

Джулио Романо. Приготовления к свадебному банкету Купидона и Асхеи. Палаццо дель Тэ в Мантуе.

Джулио Романо. Приготовления к свадебному банкету Купидона и Психеи. Палаццо дель Тэ Мантуе.

Джулио Романо. Деталь фрески "Приготовление к банкету" Зал Психеи в палаццо дель Тэ в Мантуе.

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.