Рени Гвидо

Краткая справка из БСЭ:

Рени (Reni) Гвидо (4.11.1575, Кальвенцано, Эмилия-Романья, — 18.8.1642, Болонья), итальянский живописец. Основополагающим для Р. стало воздействие братьев Карраччи, изучал также произведения Рафаэля, Караваджо и античное искусство. Работал преимущественно в Риме (с 1605), а также в Болонье (с 1622). В зрелом творчестве сочетал изящество гармонически-ясных, нередко рельефообразных композиций с колоритом, построенным на градациях тёплых золотистых или высветленных серебристых тонов (фреска "Аврора" в Палаццо Паллавичини-Роспильози в Риме, около 1610). В болонский период в произведениях Р. усиливаются черты элегантной и холодной идеализации ("Аталанта и Гиппомен", см. илл.) или слащавой сентиментальности, благодаря которым имя Р. в последующие эпохи нередко считалось синонимом академизирующего искусства.

Цитаты:

Наиболее популярный из всех мастеров болонской школы Гвидо Рени - баловень двух веков академизма и ныне еще восхищающий недостаточно передовые круги публики; напротив того, люди, познавшие "современные догматы вкуса", считают своим долгом презирать творчество мастера; они его находят скучным, приторным и претенциозным. Ни того, ни другого отношения Гвидо не заслуживает. По своему духовному и культурному складу это характерный декадент. Наибольшая часть творения мастера отдана служению церкви эпохи барокко, искавшей способы заманить и прельстить широкие слои общества посредством чар искусства; он человек с довольно плоскими идеалами, отражающими тот слащаво-сентиментальный суррогат мистицизма, который с дней торжества иезуитизма заменил прежнее религиозное пламенение.

Читать о Рени в тексте книги

Еще одной характерной особенностью Гвидо, отчасти объясняющей пренебрежительное к нему отношение нашего преимущественно "пейзажного" века, является то, что он совершенно не пейзажист. Кусочек ярко-синего залива на фоне алой и желтой зари в "Авроре", пустынная долина позади Самсона (Болонская Пинакотека), Иерусалим среди равнины под грозовым небом в "Распятии" (там же), несколько легких силуэтов деревьев позади шествия св. Андрея, ведомого на мученическую смерть (фреска в S. Gregorio Magno в Риме), морской берег в "Ариадне" (Академия Сан-Лука там же) - вот, пожалуй, и все, что можно назвать из пейзажных фонов в колоссальном творении этого продуктивного художника. В большинстве же случаев Гвидо предпочитает занять всю площадь картины светлыми фигурами, вырисовывающимися то на темном фоне вечерних туч, то на нежно-лазурном небе, на белизне рыхлых облаков, или еще на ярко-желтой глории. Искусство Гвидо Рени в этом "равнодушии к природе в целом" с особой ясностью выдает свою чисто академическую основу.

Читать о Рени в тексте книги

Картины:

 

Гвидо Рени. Бег Аталанты и Иппомена. Неаполитанский музей

Рейтинг@Mail.ru
Электронная интернет версия работы Александра Бенуа "История живописи" 2009 г.