Рафаэль Санти
Краткая справка из БСЭ:
Рафаэль [собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)] [26 или 28.3 (по др. данным, 6.4). 1483, Урбино, — 6.4.1520, Рим], итальянский живописец и архитектор. искусство Р., привлекающее своей гармоничностью, с наибольшей ясностью воплотило в себе гуманистические представления о прекрасном и совершенном мире, высокие жизнеутверждающие идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения. Р. родился в семье живописца Джованни Санти. В 1500 переехал в Перуджу и поступил в мастерскую Перуджино. Уже в ранних произведениях Р., в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника ("Сон рыцаря", Национальная галерея, Лондон; "Три грации", Музей Конде, Шантийи; "Мадонна Конестабиле", Эрмитаж, Ленинград; все три — около 1500—02). Покинув мастерскую Перуджино, Р. создаёт алтарный образ "Обручение Марии" (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино "Передача ключей"; композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения. В 1504 Р. отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу. В живописи Р. появляется больше действия, но общая система композиции по-прежнему остаётся строго уравновешенной ("Св. Георгий", около 1504—05, Национальная галерея, Вашингтон). Славу Р. приносят многочисленные алтарные образы; его мадонны 1504—08, полные чистой материнской прелести, либо держат младенца на руках ("Мадонна Грандука", Галерея Палатина, Флоренция), либо сидят на зелёной лужайке, а младенец Христос играет с младенцем Иоанном ("Мадонна в зелени", Художественно-исторический музей, Вена; "Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем", или т. н. "Прекрасная садовница"). Менее удалась Р. многофигурная композиция, рассчитанная на драматический эффект ("Положение во гроб", 1507, Галерея Боргезе, Рим). В 1508 Р. через Браманте получает от папы Юлия II приглашение в Рим (для работ в Ватиканском дворце); в Риме мастер ближе знакомится с античными памятниками, принимает участие в раскопках. Здесь Р. создаёт наиболее капитальное произведение — росписи парадных зал (т. н. станц) Ватиканского дворца. Содержание этих фресок бесконечно шире их официальной программы (прославление католической церкви и папы римского): в них воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физической природы и духовных сил. В многолюдных, торжественно-величавых композициях станц действие почти всегда происходит на фоне или внутри ренессансных зданий. Р. удалось блестяще связать изображенное пространство с реальным, не создав при этом впечатления обмана зрения. В Станца делла Сеньятура (1509—11) Р. представил 4 области человеческой деятельности: богословие ("Диспута"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, Мера и Сила" с примерами из истории светского и церковного права), а также соответствующие аллегорические фигуры, библейские и мифологические сцены (на плафоне). Во 2-м зале (Станца д'Элиодоро, 1511—14), где с особой силой проявилось дарование Р. — мастера светотени, находятся фрески на историко-легендарные темы ("Изгнание Элиодора", "Встреча Льва I с Аттилой", "Месса в Больсене", "Освобождение апостола Петра из темницы"). Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях 3-го зала (Стацца дель Инчендио, 1514—1517), что объясняется не только всё большим участием учеников, но и воздействием усиливавшейся реакции, поколебавшей гуманистические принципы искусства Р. К ватиканским фрескам примыкают работы Р. над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы в праздники (1515—16, итальянских карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и др. собрания). Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска "Триумф Галатеи" на вилле Фарнезина в Риме (1514). В Риме достигает зрелости талант Р.-портретиста; в портретах он передаёт прежде всего наиболее устойчивые черты характера персонажей, например: сдержанную властность Юлия II (около 1511, Галерея Уффици, Флоренция), надменность неизвестного кардинала (около 1512, Прадо, Мадрид), душевную мягкость "Женщины в покрывале" ("Донна велата", около 1513, Галерея Палатина), приветливость, обходительность Б. Кастильоне, близкого друга Р., изнеженность папы-эпикурейца Льва Х ("Лев Х с кардиналами", около 1518, Галерея Палатина). В римских мадоннах Р. настроение идиллии уступает место более глубокому чувству материнства ("Мадонна Альба", около 1510—11, Национальная галерея, Вашингтон; "Мадонна ди Фолиньо", около 1511—12, Ватиканская пинакотека; "Мадонна в кресле", около 1516, Галерея Палатина). Самое совершенное произведение Р. — "Сикстинская мадонна" (1515—19, Картинная галерея, Дрезден), гармонически сочетающая в себе настроения тревоги и глубочайшей нежности.
В последние годы недолгой жизни Р. был так перегружен заказами, что передоверял выполнение многих из них [фрески в "лоджии Психеи" виллы Фарнезина (1514—18), а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана (1519)] своим помощникам и ученикам (Джулио Романо, Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами; в этих произведениях отчётливо проявляется тяготение к маньеризму. Позднейшим, неоконченным алтарным образом Р. является "Преображение" (1519—1520, Ватиканская пинакотека). Исключительное значение имеет деятельность Р.-архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Р. занял должность главного архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512—20). Р. также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба — в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Р. архитектора Дж. да Сангалло), отличающийся благородной сдержанностью форм и интимностью интерьеров. В этих произведениях Р. неизменно связывал рисунок и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик. Интереснейшим, но лишь частично осуществленным архитектурным замыслом Р., является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органически связанная с окружающими дворами-садами и огромным террасным парком.
Хотя Р. и не имел среди своих учеников достойных преемников, его искусство долгое время сохраняло значение непререкаемого авторитета и образца (его примером вдохновлялись Н. Пуссен, А. А. Иванов и др.). Однако на наследие Р. опирались и защитники академизма, видевшие в его произведениях высшие образцы идеализирующего искусства; поэтому противники академизма нередко выступали против Р., недооценивая при этом истинные, глубоко реалистичные основы его творчества.
Цитаты:
Мы сразу поймем всю глубину разницы между Микель Анджело, означавшим для того времени будущее, и Рафаэлем, означавшим настоящее, если мы взглянем на их отношение к миру в целом, к природе, к тому, что подразумеваем под словом "пейзаж". В одних фигурах Рафаэль не создал бы того, что определяет его "спасительное" значение в истории. Но и не фигурами, подобно Микель Анджело, исчерпывается творение Рафаэля; напротив того, человеческая фигура играет у него роль части какой-то более широкой целостности, "всего мироздания", и, можно сказать, что Рафаэль - большой пейзажист в широком смысле слова.
Читать о Рафаэле в тексте книги
В истории живописи Рафаэль означает в одно и то же время и прекрасное упрощение, сведение всего к существенному, стилизацию всего добытого, и появление большей жизненности, большей органической цельности. Лучшие картины Средней Италии дорафаэлевского периода кажутся робкими, ребяческими, резкими и зачастую бездушными. В частности, фигуры имеют мало связи с "декорациями; последние в большинстве случаев - отдельные картины, поставленные в фоне для большей занятности или нарядности, для того, чтобы показать знания художника в перспективной науке или дать волю фантазии, связанной, что касается фигур, предписаниями церковной иконографии. У Рафаэля декорация и "пейзаж" сливаются в одно нераздельное целое с фигурами. Пейзаж у него даже нечто вроде фундамента, на котором он строит все сооружение композиции, та канва, на которой он вышивает свои узоры. Таинственными, но крепкими нитями связана красота фона с красотой фигур.
Читать о Рафаэле в тексте книги
Ряд ранних произведений Рафаэля, относительно которых известно, когда они написаны, могут служить вехами его развития. Сюда относится образ "Распятия" из Чита ди Кастелло (ныне собрание Монд), оконченный в 1503 году, "Коронование Богородицы" того же года и, наконец, знаменитое "Sposalizio", ныне украшающее Бреру в Милане, 1504 года.
Читать о Рафаэле в тексте книги
Картины: