
Фуке Жан
Краткая справка из энциклопедии "Кругосвет":
Фуке, Жан (Fouquet, Jean) (ок. 1420 — между 1477 и 1481), французский живописец и миниатюрист, один из основоположников искусства раннего Возрождения во Франции. Произведения Фуке, особенно миниатюры Часослова Этьена Шевалье, отличаются тщательностью и тонкостью отделки и яркими сияющими красками.
Фуке родился в Туре. Работал подмастерьем художника, в 1446 посетил Рим, где, вероятно, исполнял обязанности официального представителя французского короля при папской курии. В Италии Фуке испытал сильное влияние итальянского искусства раннего Возрождения, интересовался законами перспективы и изображения предметов в пространстве. По возвращении во Францию он открыл мастерскую в Туре, а в 1474 или 1475 получил звание придворного художника. Умер Фуке в Туре между 1477 и 1481.
В миниатюре Троица из Часослова Этьена Шевалье (Шантийи, Музей Конде) хор ангелов изображен в пространстве, построенном в соответствии с законами перспективы; Мученичество св. Аполлонии показано мастером как театрализованное действо: на втором плане группа зрителей, а сама сцена мученичества на первом плане представлена так, словно мы, зрители мистерии, сидим в первом ряду.
Будучи по преимуществу миниатюристом, Фуке, тем не менее, создал несколько монументальных образов в таких произведениях, как Мелёнский диптих (ок. 1451; одна створка находится в Антверпене, другая — в Берлине) и Снятие с креста (ок. 1455-1460, собор в Нуане). Способность Фуке проникать во внутренний мир человека демонстрирует портрет Карла VII (вероятно, 1450 или 1453, Лувр), в котором глубоко опечаленное лицо монарха, кажется, совершенно не соответствует надписи "Самый победоносный король Франции".
Цитаты:
...портреты Фуке по своей мощи и по "классической" простоте превосходят все, что было сделано за это время даже в самой Италии. Миниатюры же его представляют собою ряд восхитительных картинок, в которых самое искреннее благочестие соединяется с изумительным знанием природы, с пытливой наблюдательностью, не уступающими произведениям Боутса, Мантеньи или Пьеро деи Франчески.
Большим мастером Фуке представляется в изображении животных. Прекрасно рисует этот современник Учелло лошадей, которых он не боится ставить и в профиль, и в три четверти, фасом и крупом к зрителю. Он отлично стилизует их на далеких расстояниях, когда фигуры становятся крошечными, и с непревзойденным в его время совершенством передает их движения. Такова упавшая под св. Павлом лошадь или испуганная лошадь на той же миниатюре. Даже лошади ван Эйка кажутся деревянными рядом с этими благородными, красивыми животными.
Картины: