
Флорис Франс
Краткая справка из энциклопедии "Европейское искусство":
Флорис, Франс (Floris, Frans), наст. имя де Вриндт (de Vriendt) (Между 1519/1520, Антверпен — 1570, Антверпен) - нидерландский живописец и гравер. Младший брат видного нидерландского скульптора и архитектора К. Флориса. Учился в Льеже у Л. Ломбарда. С 1540 мастер гильдии живописцев в Антверпене, где работал до конца жизни, за исключением 1542—1547, когда жил в Италии, главным образом в Риме, с особым увлечением изучая фрески Микеланджело в Сикстинской капелле.
Творчество Флориса связано с поздним периодом романизма, когда образцом для нидерландских художников стали несколько усредненные нормы, почерпнутые в искусстве Микеланджело и маньеристов; отзвуки стиля Микеланджело, Дж. Вазари, Дж. Романо наглядно проступают в таких произведениях Флориса, как Низвержение мятежных ангелов (1554, Антверпен, Королевский музей изящных искусств) и Страшный Суд (1565, Вена, Музей истории искусства), отмеченных бурной, патетической динамикой, резкими, порой вычурными ракурсами, переполненных обнаженными атлетическими фигурами. Более самобытны портреты Флориса, где модель обычно предстает в монументализированном и облагороженном виде (Портрет сокольничего, 1558, Брауншвейг, Музей А. Ульриха, и парный к нему Портрет жены сокольничего, Кан, Музей изящных искусств). Своеобразен и этюд женской головы (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), где проникновенное изучение натуры сливается с портретной задачей; непринужденный поворот склоненной головы, мягкая светотень, изысканные нюансы цвета придают образу жизненную непосредственность.
Цитаты:
Ученик Ломбарда, Франс Флорис0, является в середине века для Антверпена центральной фигурой, и это несмотря на присутствие здесь несравненно более даровитых и значительных художников, среди которых достаточно упомянуть имена Питера Эртсена51, Питера Брейгеля (переселившегося лишь в 1563 г. в Брюссель) и Иохима Бекелара. Для нас гораздо интереснее и такие художники того времени, как Гэмскерк или Поурбус, - в них определеннее сказываются чисто живописное дарование, любовь к красивой краске, а иногда и наивная затейливость. Но именно то, что Флорис строже остальных своих собратьев, что он весь отдался решению проблем ритма и идеальных пропорций, что в нем почти ничего не осталось от местных традиций и ничего его не сближало с "запоздалыми готиками", - все это подымало чрезвычайно мастера в глазах людей, руководивших вкусом времени, и приводило к нему толпы фанатически преданных учеников, вслед за ним старавшихся "забыть о своем варварском происхождении".
Читать о Флорисе в тексте книги
Картины: